Истории успеха

Выбор факультета
01 сентября 2015
Александра Носач, руководитель отдела лицензирования музыкального и видеоконтента в Black Star Inc.

Александра Носач, руководитель отдела лицензирования музыкального и видеоконтента в Black Star Inc.

«В RMA все спикеры – это, как правило, увлеченные, знающие, успешные люди – представители ярких проектов и компаний, их было очень интересно слушать. Даже, если в чем-то у меня лично не было согласия с отдельными идеями – было интересно анализировать все, выстраивая в голове свои проекты. Некоторые лекции могут показаться скучными, так как не относятся непосредственно к твоему направлению, но их также стоит внимательно послушать, потому как все взаимосвязано, можно услышать что-то ценное именно для тебя. Иногда одна фраза может быть ключевым моментом в понимании глобальных процессов индустрии».

Любовь к музыке, непреодолимое желание изучить мир музыкальной индустрии изнутри и во всем разобраться самой помогли выпускнице факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Александре Носач стать руководителем отдела лицензирования музыкального и видеоконтента в Black Star Inc. Мы встретились с Александрой и попросили рассказать, как она успевает работать в крупном лейбле, писать песни для себя и других артистов, делать свой музыкальный проект, преподавать и постоянно повышать свою эффективность.






Я правильно понимаю, что музыкой вы занимаетесь с детства?

Да, сколько себя помню, музыка всегда была рядом. Началось все с того, что в пять лет ко мне в руки попала гитара, я начала бренчать, сочинять музыку, песни, периодически участвуя в различных концертах. Большую роль сыграла поддержка родителей, они видели, что мне это нравится, что неплохо получается, и всегда поддерживали, не только морально, но и покупкой гитар и прочего оборудования. В общем, понимание того, что музыка в том или ином проявлении стала частью меня, пришло достаточно рано. Начались мысли, как можно более прочно связать жизнь с любимым делом, причем не только в качестве исполнителя, но и в более широком охвате.

После окончания школы встал вопрос о выборе вуза, и юридический факультет был выбран неслучайно – музыкальная индустрия вращается в правовом поле по своим правилам и законам, не лишним было изучить, как все работает в сфере авторских и смежных прав. Параллельно выискивала в интернете англоязычные статьи по зарубежной музыкальной тематике (менеджмент, копирайт, структура лейблов), переводила их, отбирая ценную информацию и, конечно, подтягивая специализированный английский.

Параллельно я думала о дополнительном образовании. Об RMA мне было известно давно, я решила пройти обучение при первой возможности – это было необходимым шагом, совпадающим с переездом в Москву. Одновременно с RMA посещала занятия в РГАИС (Российская государственная академия интеллектуальной собственности – прим. RMA) для более специализированного изучения музыки как объекта авторских и смежных прав.


Как вам удавалась совмещать?

Форма обучения позволяла: в RMA – вечерняя, а в академии – дневная, так и удавалась совмещать. Это был очень насыщенный год, и очень многое в моем сознании и понимании индустрии произошло именно в тот период.



Юлия Михальчик и Александра Носач - По капельке любовь даря, "Музартерия 2011"



Вы хорошо поете и играете на гитаре, не раз выступали на сцене, так почему вы предпочли работать по другую сторону сцены?

Сама себе часто задавала этот вопрос, да и многих знакомых это интересует.

Во-первых, мне просто захотелось посмотреть, что там внутри, как это работает. Все оказалось безумно интересным, а когда появляется больше знаний по теме, еще больше хочется их применять, разбираться еще, двигаться дальше.

Во-вторых, когда ты артист, то действуешь, как правило, в одном формате, часто приходится выбирать что-то одно, соблюдая рамки аудитории, а когда ты «внутри машины» – практически нет ограничений: можно заниматься любыми направлениями, разными артистами и проектами.


А есть ли планы по развитию карьеры артиста?

У меня сейчас есть акустический гитарный проект, периодически репетируем с перкуссией. Планирую приступить к выступлениям в этом формате.


А кто будет заниматься продвижением нового проекта, вы уже решили?

Сейчас задача создать красивую и приятную музыку, понять, интересна ли она людям, что нужно менять, и потом уже думать обо всем остальном. Я уверена в том, что очень сложно совмещать и никогда не порекомендую никому (если только это не самое начало) быть самому себе и артистом, и концертным менеджером, и маркетологом и так далее, то есть в моем проекте, это точно будут привлеченные ребята. Не бывает таких сверхъестественных людей, которые могут вести по максимуму весь менеджмент, не теряя при этом вдохновения, успевать создавать и исполнять музыку. Что-то, как правило, страдает. Очень важно собрать команду и распределить задачи.




В эфире KidsFM с ведущим на радио KidsFM, выпускником RMA Андреем Швецовым


Могут ли молодые артисты зарабатывать музыкой?

Нет. Начинающим артистам нужно набрать вес, понять правильную ли музыку они делают, что нужно менять, нужно прислушиваться к тому, что происходит вокруг, наладить коммуникацию со своей аудиторией, обратную связь с фанатами – только это позволяет встать на рельсы и идти полным ходом. То есть прожить музыкой можно, если у тебя уже есть регулярные концерты и гонорары, а до этого все равно приходится подрабатывать. Все начинающие артисты, которых я знаю, к сожалению, где-то работают еще, хотя, возможно, это к счастью, потому что такой режим мотивирует и держит в тонусе.


Если ваш музыкальный проект «встанет на рельсы», вы будете готовы полностью посвятить ему свое время?

Мне нравится совмещать разные направления: работать с лицензированием материала артистов разных жанров; создавать музыку, выступая автором либо соавтором песен; исполнять самой. Первому и второму сейчас уделяется больше времени и максимальное развитие приходится на них. Не буду оригинальной, сказав, что хочется научиться успевать все, и даже больше. Понимаю, что в большом масштабе это кажется трудноосуществимым, но почему бы к этому не стремиться?



 

Tell Me It's the End (The Acoustic Guitar Project - Moscow) 



GoldenzwaigCreativeSolutions – это ваша первая работа в индустрии?

Если заглянуть в мое резюме, первые позиции – это опыт, полученный в RMA. Одной из первых стажировок, предложенных в RMA, как раз была работа с Григорием Гольденцвайгом. В мои обязанности входило сопровождение двух групп из Финляндии, приехавших в Москву с концертом. Задачей было следить за соблюдением графика музыкантов: встретить их, заселить в отели, убедиться, что саундчеки и концерт начнутся вовремя, при этом конечно, решая ряд параллельно возникающих вопросов.

Позже, когда Григорий привозил артистов в Москву, очень приятно, что он не раз обращался ко мне, так было пройдено три или четыре стажировки, сейчас не помню уже.


Заниматься этим на постоянно основе не возникло желания?

Это было увлекательно, но в долгосрочной перспективе, тур-менеджмент – не то, чем мне хотелось заниматься. Задача была попасть в эту среду – понять, что и как происходит, когда зарубежный артист приезжает на выступление. Опыт был получен, думаю, и мне удалось быть полезной, но заниматься этим дальше не было цели.


Какие эмоции вы испытывали от такого первого опыта?

Поскольку опыт такого рода был первым – было достаточно волнительно, но в общей картине – весело и познавательно. Мы много общались с артистами, это было личное приятное общение с ребятами, связь с которыми поддерживаем и сейчас.


А поменялось ли у вас представления о шоу-бизнесе до и после первой стажировки?

Мне не было известно в деталях, как все происходит, нечему было меняться. В последующем было много стажировок, все они были разнообразными по функционалу: некоторые были очень крутыми, где нужно знакомиться и общаться, решать серьезные задачи, а некоторые казались совершенно бессмысленными, например, обменивать билеты на браслеты у входа. При этом принять участие любопытно было во всем. «Театр начинается с вешалки» – чтобы понять, как это все работает, нужно заглянуть во все углы.


Вы считаете, что стажировки важны, даже если не подразумевают серьезной ответственности и перспектив?

Любая стажировка не помешает тому, кто хочет знать больше. Да и разве не интересно посмотреть на концерт со стороны организатора? Человек, планирующий заниматься организацией концертов, должен знать, что происходит в каждом отдельном блоке, чтобы понимать, как эффективнее ставить задачи своим сотрудникам, понимать, с какими сложностями они могут столкнуться и как будут их решать. Важно обращать внимание на все: на все минусы и плюсы, из которых складывается концерт.



Стажировка на TopHit, 2013


Как вы попали в BlackStar?

За неделю до защиты дипломов в RMA, Алексей Николаев (преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» – прим. RMA), сообщил, что в BlackStar ищут менеджера по работе с зарубежными партнерами, и предложил мою кандидатуру. Почему нет? Попробовать стоило. После пары собеседований и первых недель работы стало ясно, что это прямое попадание в мои интересы – здесь и музыкальный лейбл, и все те процессы, о которых ранее читала в зарубежных статьях и книгах по музыкальному менеджменту и, конечно, огромное поле для развития.

Первое время в компании мы работали вместе с Алексеем, что совпало с подготовкой к конференции Midem (крупнейшая международная выставка музыкального контента – прим. RMA). Это было большим вызовом самой себе – суметь собраться с мыслями, подготовиться как следует и отправиться на Midem, достойно представив компанию.


Не было волнения перед таким серьезным мероприятием?

Было и волнение, и страх, но только во время подготовки, а когда уже стояла перед Дворцом фестивалей в Каннах, где проходила конференция, волнение превратилось в сильное ощущение того, что ты в нужном месте, в нужное время, и пора идти действовать.

Очень помогали неформальные встречи с зарубежными друзьями, также из музыкальной индустрии, где за завтраком, например, обсуждались какие-то вопросы и давались дружеские советы.


Расскажите подробнее о BlackStar.

Black Star – российский независимый звукозаписывающий лейбл, Одна из наиболее стремительно развивающихся компаний на музыкальном рынке России и СНГ. В настоящее время на лейбле 9 артистов (Тимати, Егор Крид,  L’One, Natan, Мот, KristinaSi, MCDoni, DJKan, DJ Philchanskiy).

Компания с четким, тщательно отстроенным механизмом работы, в котором все связано и направлено на достижение высокого результата – и это не красивые слова из презентации, все действительно буквально так. Очень приятно быть частью этого темпа и влиять на его скорость.




Рабочий процесс в Black Star


А ваши личные музыкальные предпочтения не помешали начать работать?

Возможно, вначале у меня были некоторые сомнения, все-таки рэп, хип-хоп – это музыка, которая редко появлялась в моем плеере.

Но опять же, мне всегда была интересна работа музыкальных лейблов. Помню, когда-то в школьные годы даже заходила на сайты мировых мейджеров, подписывалась на рассылки по вакансиям, наивно надеясь, что мое резюме – на тот момент еще совсем пустое – рассмотрят. Интерес был всегда, поэтому, когда поступило предложение о работе в BlackStar, я подумала: «Да, возможно это не тот музыкальный жанр, от которого я балдею внутри, но это же крупный лейбл, я же об этом мечтала».

Сейчас же лейбл работает с расширенным количеством жанров, да и у меня отпало вкусовое деление по направлениям музыки: у каждого жанра есть своя аудитория, которая любит именно эту музыку и она имеет на это право, этот выбор нужно уважать, то есть смотреть на музыку через призму ее ценности для аудитории. Если даже трек не входит в число лично любимых, но по нему сходит с ума миллионная аудитория артиста – невольно хочется изучить эту музыку, расслушать ее, понять «секретный код».

Как меломану мне особенно нравятся отдельные релизы лейбла.


 

В чем заключаются ваши обязанности в BlackStar?

Моя область – лицензирование музыкального и видео контента. Выражаясь словами проще – моя задача работать над тем, чтобы использование всех многочисленных музыкальных  аудио и видеофайлов, выпускаемых лейблом, приносило доход. Это работа с различными площадками, где выпускаемый контент может размещаться и быть востребованным среди пользователей/слушателей (цифровые, мобильные сервисы, теле- и кинопроекты, радио, сборники и тд).


А как обстоят дела с пиратством?

Мы живем в реалиях, где пиратство существует, это не ново и не свалилось внезапно на голову. Сравнивать нынешнюю ситуацию с идеальным миром, где все платят за контент, мы не можем, т.к вчера пиратство тоже было. К счастью, борьба с пиратством все же ведется и периодически дает плоды. Радует, что все больше людей находят удобным пользоваться легальными сервисами.


Сейчас вы преподаете в InSimple и RMA, что вас подвигло на преподавательскую деятельность?

Да, время от времени делюсь опытом. Началось с InSimple, когда Алексей Николаев пригласил в основанную им школу поделиться опытом в рамках лекций, таким образом подвигнув меня к преподаванию. Это отличный опыт и возможность познакомиться с большим количеством увлеченных ребят, среди которых немало профессионалов в смежных областях. Очень увлекательно систематизировать целый пласт знаний в отдельный учебный блок и придумать, как рассказать о нем так, чтобы было интересно и понятно. Также случаются лекции в RMA, всегда особенно приятно возвращаться в «родные стены».



Интенсивный курс «Музыкальный бизнес: права, паблишинг, музыкальные сервисы, цифровые продажи» в RMA 


А когда учились вы, какие лекции вам нравились больше всего?

В целом нравилось, что все спикеры – это, как правило, увлеченные, знающие, успешные люди – представители ярких проектов и компаний, их было очень интересно слушать. Даже, если в чем-то у меня лично не было согласия с отдельными идеями – было интересно анализировать все, выстраивая в голове свои проекты. Некоторые лекции могут показаться скучными, так как не относятся непосредственно к твоему направлению, но их также стоит внимательно послушать, потому как все взаимосвязано, можно услышать что-то ценное именно для тебя. Иногда одна фраза может быть ключевым моментом в понимании глобальных процессов индустрии.


Тема вашего диплома: «Организационные и экономические аспекты создания продюсерского центра на примере компании «ArtBreeze», что это за компания «ArtBreeze»?

Это модель компании, в которой применялись бы мои знания и опыт. Интересно, что в BlackStar многие описанные в работе механизмы, были применимы на практике с первого дня работы. Сейчас мы запускаем отдельную компанию «MakeItMusic», которая будет заниматься расширенным количеством жанров в сфере распространения и монетизации контента – эта модель почти полностью повторяет то, что было описано в дипломе. Очень приятно, что идея реализуется моими же руками.


Что посоветуете студентам?

Посещать стажировки, не пропускать лекции, задавать вопросы, знакомиться. Насколько обучение будет эффективным, зависит от эффективности самого студента. Активность, поиск информации, жажда знаний – и все будет.


Дарья ХАУСТОВА