Истории успеха

Выбор факультета
30 марта 2016
Александр Зайцев, генеральный директор «Арены Химки»

Александр Зайцев, генеральный директор «Арены Химки»

«Каждая лекция, которую я в бизнес-школе прослушал, каждое занятие, которое я посетил, пошли мне на пользу, и так или иначе пригодились. Но – самое главное, это не лекции, а люди, которые их читают. То есть, основное, что RMA может своим студентам дать, это возможность напрямую, без посредников общаться с лучшими профессионалами спортивной индустрии, какие только у нас в стране есть. Эту возможность общения, установления контактов, деловых связей с этими людьми, с клубами, с федерациями, с компаниями, где они работают, я всех потенциальных абитуриентов призываю высоко ценить, и максимально ее использовать».

В 2008 году Александр Зайцев, еще будучи студентом факультета «Менеджмент в игровых видах спорта», получил предложение о работе в структуре «Арены Химки». Спустя восемь лет он возглавляет одноименное автономное учреждение, под управлением которого находятся четыре главных спортивных сооружения подмосковного города. О начале своей карьеры, ее нынешнем состоянии и планах на ближайшее будущее Александр рассказал в интервью сайту бизнес-школы RMA.



Александр Зайцев


Александр, с чего начался ваш путь в спортивную индустрию?

Тут все очень просто, достаточно банально, как, наверное, у многих. Мальчик мечтал стать профессиональным футболистом, занимался в секции, в Звенигороде, но у мальчика ничего из этой затеи не вышло – видимо, недостаточно талантливый был.

Мечта, тем не менее, осталась. Футбол, спорт меня всегда интересовали, хотелось быть к ним поближе: если не самому играть, то хотя бы работать в этой области. Это в итоге получилось, пусть и не сразу: сначала я окончил университет потребительской кооперации, потом занимался бизнесом – у меня была своя сеть магазинов. И параллельно учился в RMA.


Как вы нас нашли?

Да я особо не искал. Увидел рекламу в «Спорт-Экспрессе», пришел на День открытых дверей. Посмотрел – понравилось – поступил.


А нынешнее ваше место работы, как вы на нем оказались? И, кстати: чем конкретно вы руководите? Я так понимаю, что собственно стадион «Арена Химки» -- не единственное спортивное сооружение, находящееся под вашим управлением?

Не единственное. У нас помимо него есть стадион «Родина», где играют футбольный клуб «Химки», молодёжка «Динамо» и женский футбольный клуб «Россиянка». Есть стадион «Новые Химки» с двумя полноразмерными футбольными полями и одним мини-футбольным. И есть, наконец, баскетбольный центр «Химки», домашняя площадка одноименного клуба в чемпионате России. До недавнего времени они здесь и Евролигу играли, но сейчас ее организаторы ужесточили требования по вместимости залов, так что пришлось ребятам переехать в Крылатское. Все эти четыре сооружения объединены в автономное учреждение «Арена Химки».




Баскетбольный центр "Химки"


Форма собственности у нас – муниципальная, поэтому доходы, поступающие непосредственно от аренды, отправляются в муниципальный бюджет. Но – мы, благодаря своему статусу автономного учреждения, имеем возможность зарабатывать на оказании арендаторам дополнительных услуг. Применительно к тому же футболу это подготовка поля, обеспечение работы всевозможных систем и коммуникаций, размещение рекламы, ее замена одна на другую в зависимости от того, какая команда играет, уборка стадиона до и после матча, и так далее.



Стадион "Новые Химки"


Деньги, полученные от этого вида деятельности – это уже наш заработок. Существенная его часть идет на зарплату сотрудникам. Фактически одна ее половина формируется за счет этих средств, а другая обеспечивается из субсидий, выделяемых муниципалитетом.

… Что касается первой половины вашего вопроса -- как я оказался на своем нынешнем месте? Это произошло в несколько этапов, и как раз благодаря RMA. Где-то месяца за три-четыре до окончания моей учебы – в начале 2008 года – на факультет пришел запрос с вакансией от футбольного клуба «Химки». Герман Чистяков, тогдашний руководитель факультета, на собеседование отправил именно меня. Так моя карьера здесь и началась: около полугода я отработал в должности специалиста по маркетингу, а потом занял пост заместителя гендиректора «Арены Химки». Стадион тогда ещё только строился, и меня к этому строительству быстро подключили.



Строительство "Арены "Химки"


В каком качестве?


Я, в частности, должен был следить за соответствием возводимого объекта регламенту Российского футбольного союза и требованиям УЕФА. Книга по сертификации стадионов у меня тогда настольной была. Плюс я был главным испытателем кресел на предмет «антивандальности».





То есть вы их лично ломали?

Вот именно. Первые кресла, которые нам поставили, с этой точки зрения вообще никуда не годились. Пришлось их менять, несмотря на то, что уже 6 тысяч единиц было смонтировано, практически треть всего стадиона. Потом поставщики стали более осторожно к этому делу подходить – сначала присылали на пробу партии по 5-6 штук. В общем, в конце концов, на одной из моделей мы остановились.



"Арена "Химки", домашний стадион ПФК ЦСКА и ФК "Динамо" (Москва)


А качество газона на «Арене «Химки» -- ваша зона ответственности?

Да, разумеется.


Оно этой весной оставляет желать много лучшего, это отмечают все, кому уже довелось у вас сыграть. При том, что до этого два года подряд ваше поле весной, напротив, все хвалили. Что произошло?

Мы по этому поводу еще две недели назад сделали официальное заявление. Если коротко: каждый год мы поле реновируем, то есть снимаем отслуживший свое газон, и на его месте с нуля выращиваем новый. Причина того, что в этом году мы не показали того же результата, что обычно – некачественные семена газонных трав. В результате слабая корневая система не давала в полной мере работать системе стабилизации основания и не создала должной плотности травяного покрытия. Выявить эту проблему на этапе первых всходов, по объективным причинам, мы не могли. Это не попытка оправдаться, это действительно так.



Март 2016 года. Футбольное поле на "Арене "Химки" 


Каков выход из ситуации?

Главное решение – засевать поле новыми семенами, что мы и сделали. Понятно, что для того, чтобы они взошли, чтобы новая трава укрепилась, требуется время, наше внимание и хорошие погодные условия. Могу гарантировать – мы продолжаем делать все от нас зависящее для исправления ситуации, прилагаем максимум усилий, средств, ресурсов. Для нас состояние газона -- приоритет номер один.


Вопрос относительно вашего будущего после того, как вас покинут ваши нынешние главные арендаторы – футбольный ЦСКА, и в более отдаленной перспективе – «Динамо». Для вас, наверное, это будет большим ударом, ведь именно они обеспечивают львиную долю ваших доходов?

Я думаю так: когда они нас покинут, мы, конечно, будем очень скучать по большому футболу. Но сказать, что это для нас будет катастрофой в финансовом плане, я не могу. Как не могу сказать, что доходы, поступающие от ЦСКА и «Динамо», в общей структуре составляют львиную долю, просто мероприятия с их участием по ценнику самые дорогие.

Но – если смотреть в общем, то в прошлом году профессиональный футбол на «Арене «Химки» -- это была даже не половина всего нашего дохода, это было процентов 40-45. Потому что игр, с учетом матчей сборных команд, у нас за этот период было проведено 42. А вообще мероприятий на этом стадионе в год мы проводим больше четырехсот. А если брать все четыре спортивных сооружения, которые находятся в нашем управлении, то эта цифра и за тысячу переваливает.


Какого рода это мероприятия?

Самые разнообразные, но в основном средние и мелкие: мы проводим деловые конференции, презентации, семинары, выставки. Самостоятельно организуем новогодние представления, шоу-программы, концерты в клубном формате – не в чаше стадиона, а в его крытых помещениях.




Баскетбольный центр "Химки". Титульный бой Джеффа Монсона  


Если говорить о профессиональном спорте, то у нас помимо футбола и баскетбола представлены турниры по боксу, по самбо, по смешанным единоборствам. Именно у нас открылась первая в России школа бокса Роя Джонса.



Открытие Школы бокса Роя Джонса


Кроме того, мы проводим огромное количество физкультурно-спортивных мероприятий на любительском уровне, на детско-юношеском: например, массовую сдачу норм ГТО на стадионе «Родина» -- там, кстати, был установлен официально зарегистрированный рекорд России: 2,5 тысячи человек синхронно отжались каждый по пятнадцать раз…



Сдача норм ГТО на стадионе "Родина"


Это очень впечатляющее достижение, но все-таки: не нормами же ГТО вы собираетесь компенсировать утрату 45 процентов годового дохода, поступающего от профессиональных футбольных клубов?

Я думаю, вы на эту ситуацию смотрите несколько однобоко. Да, когда ЦСКА и «Динамо» от нас уйдут, дохода от них мы лишимся. Но ведь и расходы, которые мы несли в связи с проведением их матчей, тоже исчезнут. Это во-первых.

Во-вторых: мы постоянно думаем о привлечении новых арендаторов. В прошлом году, например, как я уже говорил, привели на «Родину» «Россиянку», это самый титулованный у нас в стране женский футбольный клуб. В следующем сезоне, если футбольные «Химки» выйдут в ФНЛ -- а это, судя по тому, что они сейчас в своей Зоне уверенно лидируют, более, чем вероятно – думаю, они тоже к нам вернутся. В свое время, в 2009 году, когда клуб вылетел из Премьер-лиги, губернатор, тогда еще Громов, объявил, что на «Арене Химки» матчи низших дивизионов проводиться не будут. Так оно, в общем, до настоящего времени и есть, но думаю, что если сейчас команда добьется повышения в классе, пусть пока и не до Премьер-лиги, это ограничение будет снято.

Наконец, хочу сказать еще об одной нашей инициативе, касающейся работы с профессиональным футболом. Мы хотели бы, и готовы к тому, чтобы сделать «Арену Химки» домашним стадионом всех национальных команд – юношеских, молодежных, женских, словом, всех кроме главной, для неё всё-таки вместимости нашей недостаточно. До Николая Александровича Толстых эту идею мы доводили, и в общем, как мне показалось, он её встретил с одобрением. С Виталием Леонтьевичем на эту тему пока разговора не было. Но, надеюсь, будет.


Возможна ли продажа коммерческих прав на название «Арены Химки»?

Конечно, почему нет? Другое дело, что в последние несколько лет сделать это было проблематично именно потому, что у нас на постоянной основе играли два клуба Премьер-Лиги, у каждого из которых есть собственные спонсоры и партнеры. Допустим, мы бы продали права на название ВТБ, и что тогда? Тогда на матчах ЦСКА нам пришлось бы этот логотип закрывать. Мог ли такой вариант устроить компанию, выкупившую права? Конечно, нет. С этой точки зрения уход ЦСКА и «Динамо» дает нам новые возможности для реализации прав на название. Особенно если на арену вернутся «Химки». Особенно если со временем они поднимутся еще выше – в РФПЛ.


У клуба есть такие планы?

Есть. Вы видели, сейчас в кабинет ко мне заглядывал человек? Это как раз генеральный директор «Химок», мы с ним периодически обсуждаем наше взаимодействие, какие-то меры, которые мы можем предпринять для скорейшего продвижения клуба наверх…

И, возвращаясь к разговору, о правах на название. Вы знаете, наверное, что «Химки» уже сейчас имеют соглашение о партнерстве с авиакомпанией Etihad. В дальнейшем, думаю, оно вполне может трансформироваться в нечто большее. В сделку по продаже наших naming rights, например. Во всяком случае, исключать этого я бы ни в коем случае не стал.


На данный момент ваш стадион прибыльный или убыточный?

Смотрите: в прошлом году мы получили от муниципалитета субсидий на 160 миллионов рублей. А сами заработали 180 миллионов. То есть с учетом того, что с этой разницы выплачиваются налоги, что часть ее, как я уже сказал, идет на зарплаты сотрудникам, говорить о какой-то чистой прибыли нам, наверное, не приходится. Но об операционной безубыточности, о выходе в ноль – вполне.


Последний вопрос: что вам дала учеба в RMA? Ну, кроме того, конечно, что именно из бизнес-школы вы отправились на собеседование в «Химки»?

Она мне многое дала: в частности, возможность формирования собственной команды. Жанна Купцова, наш нынешний руководитель пресс-службы, Ярослав Башлыков, мой заместитель по юридическим вопросам, это все тоже мой одногруппники, выпускники RMA…

А вообще я вам так скажу: каждая лекция, которую я в бизнес-школе прослушал, каждое занятие, которое я посетил, пошли мне на пользу, и так или иначе пригодились. Но – самое главное, это не лекции, а люди, которые их читают. То есть, основное, что RMA может своим студентам дать, это возможность напрямую, без посредников общаться с лучшими профессионалами спортивной индустрии, какие только у нас в стране есть. Эту возможность общения, установления контактов, деловых связей с этими людьми, с клубами, с федерациями, с компаниями, где они работают, я всех потенциальных абитуриентов призываю высоко ценить, и максимально ее использовать.

Петр БРАНТОВ