Истории успеха
Андрей Штыленко, предприниматель, главный научный сотрудник в Школе экономики и менеджмента ДВФУ
«Занятия в RMA проводят практики, и то, что они говорят, просто разрывает сознание. Для меня это было первым опытом подобного образования, и это было классно. Люди не забивали сознание теорией, говорили от своего лица, на своем опыте и на реальных примерах. К тому же возможность пообщаться с топ-менеджерами ключевых компаний индустрии важна сама по себе. Это общение не просто дало мне контакты, оно подняло на другой уровень стандартов – после RMA все было по плечу. Еще во время обучения тебя всегда окружают люди со схожими интересами и целями – это поднимает планку и заставляет работать больше».
Выпускник факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Андрей Штыленко уже несколько лет живет в Хорватии и основал там не один успешный бизнес, регулярно проводит мастер-классы и помогает молодым предпринимателям запускать стартапы. В этом году Андрей стал главным научным сотрудником в Школе экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета и занимается развитием инновационного предпринимательства. Андрей рассказал нашему сайту о своей истории успеха, о самых важных вещах для бизнеса и о том, как учеба меняет сознание.
Вы недавно обращались в RMA за копией диплома, которая была необходимо для работы в Дальневосточном федеральном университете. Как вы начали сотрудничество с ДВФУ – он же находится за тысячи километров от вас?
В ДВФУ есть программа Visiting professors, участниками которой становятся ученые и интересные персоны со всего мира, именно в рамках этой программы меня и пригласили первый раз: организовать конференцию и прочитать лекцию. После этого мне сообщили, что хотят видеть меня в роли постоянного лектора, мне эта идея понравилась. Сейчас я являюсь главным научным сотрудником в Школе экономики и менеджмента, читаю курс предпринимательства для студентов-бакалавров и магистров.
Предпринимательство сейчас меняет свою структуру и форму: раньше предпринимательство и менеджмент приравнивались друг к другу, сейчас это совершенно разные понятия. И я как раз развиваю направление инновационного предпринимательства на основе практики, то есть мы преподаем бизнес-дисциплину не в соответствии с теоретической методологией, а через собственные проекты студентов. Очень схоже по формату как это делается в стартап-акселераторах.
Как построена ваша работа со студентами, учитывая, что живете вы в Хорватии?
Я приезжаю в университет два раза в семестр: в начале – неделя интенсивных занятий, в конце – презентация проектов. Между семестрами мы со студентами работаем удаленно: собираемся и во время пары прорабатываем практические основы предпринимательства, потом я даю задание, объясняю в каком формате нужно работать, мотивирую их быть креативными, и всю неделю они занимаются практикой самостоятельно, а на следующем занятии представляют отчеты, которые все вместе обсуждаем. Таким образом, студенты продвигаются к тому, чтобы создать базовую бизнес-модель, которую они представят в конце семестра на demo day.
А расскажите про ваше образование, вы же изучали экономику и управление на предприятии?
Да, я учился в Брянском государственном техническом университете, и, на самом деле, меня тогда больше интересовали технологии, но я никак не был расположен к менеджменту и управлению. Но потом я получил образовательный грант и занимался исследовательской деятельностью в области проектного менеджмента в сфере интернет-технологий в США, это как раз очень близко к тому, что преподают в RMA, и в последнее время я занимаюсь именно этим направлением.
Когда я вернулся в Москву после двух лет жизни в Америке, я несколько лет поработал в двух IT-компаниях в сфере фин-теха и, успешно выйдя из одного из бизнесов – уехал жить в Европу.
Почему вы решили переехать? И почему именно в Хорватию?
Не то, чтобы мне не сиделось конкретно в Москве, но тогда я уже понимал, что хочу быть географически мобильным и не хочу быть привязан к одному городу или стране, после Америки я окончательно понял, что нужно ездить по миру. Сейчас я рад тому, что есть возможность снова поработать с родным мне российским рынком бизнеса и образования.
А в Хорватии хороший баланс между всем: хорошая инфраструктура, хороший климат, открытые люди и абсолютно непаханое поле для работы. К тому же, никаких особых сложностей, связанных с запуском своего бизнес, здесь нет, особенно в сфере IT-технологий, удобно, что в бухгалтерии очень схожие системы налогообложения, но налоги выше. Трудности есть, конечно, но они есть в любой стране, и если вы их боитесь, то в бизнес вообще лучше не идти.
В общем, после того, как я переехал, я решил запустить здесь три стартапа, сходу, не имея никакого особого опыта до этого. Этой смелости я в какой-то степени благодарен RMA: разбор практических кейсов, общение с одногруппниками, у многих из которых уже были свои проекты, открыло мне глаза на то, что чаще всего не нужно быть каким-то особенным, чтобы иметь свое дело, нужно просто усердно работать.
Расскажите немного о ваших проектах.
Фактически это три бизнеса.
Первый бизнес ZappWi-Fi – это маркетинговая платформа для размещения рекламы через Wi-Fi. Над этим проектом я работал четыре года, но недавно отошел от дел и стал больше консультантом, чем менеджером.
Есть еще Popustolovac – сайт со скидками различных ритейлеров. У Fast Lane Ventures есть похожий проект – KupiVip, с одним из сооснователей этой компании Оскаром Хартманом я, кстати, познакомился в RMA. Так что это не новая идея, я просто взял готовый проект и запустил его в другой стране. Потом этим стартапом заинтересовалась крупнейшая медиа-группа региона, и, после полутора лет сотрудничества, я продал им этот бизнес.
В 2012 году запустил крупнейшую в регионе биржу фриланса Freelance.hr.
И в завершении есть еще Studio Antar – это компания, которая занимается поддержкой предпринимательства и микро-стартапами. Это компания- база: когда приходит какая-то идея, мы запускаем проект на юридической базе этой компании, и потом выводим в отдельное лицо.
В общем, то, чем я занимаюсь, очень динамично, компаний несколько и я даже сам не всегда понимаю, что к чему относится. И кроме всего этого я много путешествую по странам и выступаю с мастер-классами, на которых рассказываю о своем опыте и о том, что сейчас происходит в сфере предпринимательства и куда это все идет, потому что в следующие 20 лет все очень сильно изменится.
Можете коротко рассказать, куда же все это идет? Я понимаю, что вы читаете на эту тему целые лекции, но выделите, пожалуйста, основные тенденции.
Конечно, это отдельная лекция, но давайте все-таки сформулирую основную тенденцию. Роль предпринимательства и волна фриланса растет, потому что стоимость технологий снижается, а телекоммуникационные возможности повышаются. Поэтому сейчас любой человек без каких-либо затрат может создать свою фирму и начать свою независимую деятельность – это может быть и свой бизнес и фриланс. Весь рынок движется к тому, что в ближайшие несколько лет большинство сотрудником перейдут на контрактную работу, то есть не будут привязаны к постоянному работодателю, а будут зависеть только от своего желания работать с конкретными людьми.
Сейчас все очень динамично и хаотично, прогнозировать, что будет происходить завтра все сложнее. К тому же согласно теории сингулярности технический прогресс ускорится и усложнится настолько, что окажется недоступным нашему пониманию, скоро все будет многое замещено искусственным интеллектом. В таких условиях намного проще иметь не компании, а команды, которые состоят из фрилансеров, разбросанных по всему миру.
Когда запускаете свои проекты, вы работаете по такой модели, то есть у вас есть уже подобранная команда, которая просто перебрасывается на другой проект?
Да, у меня есть костяк: команда, которая знает мою методологию запуска стартапа, это проектные менеджеры и администраторы, и в каждом отдельном случае у меня есть партнер, который занимается смежными видами деятельности. И уже потом мы набираем непосредственно исполнителей, учитывая, что у меня есть самая полная база фрилансеров в регионе, это сделать не так сложно. Мы очень быстро собираем проекты, и помогаем запускать бизнес тем, кто приходит за консультацией и акселерацией.
А были ли у вас проекты, которые закрылись? И если «да», то по каким причинам?
Были, конечно. Бизнесы закрывались по двум причинам. Первая заключалась в том, что я открывал дело исходя из собственного интереса, не глядя на условия рынка. Это, кстати, большая ошибка многих стартаперов: сильно увлеченные люди хотят заниматься тем, что они любят, а не тем, что нужно потребителям. Я не раз погорел по этой причине, так что могу с уверенностью сказать, что это в корне неверный подход. Вторая причина, по которой я закрывал или продавал проект: потеря интереса, то есть я не хотел продолжать делать то, что делал. Поэтому да, рынок на первом месте, но потом нужно подумать, нужно ли это вам самим.
Если обобщить – работа с растущим рынком идет по умолчанию, а дальше вы выбираете то, что нравится лично вам.
Что самое важное в запуске нового бизнеса?
Как я говорил выше, самое важнее для открытия своего дела – это четкое понимание рынка, нужно выходить на рынок на стадии его роста, и понимать, что ему достаточно места для дальнейшего развития. Если человек болеет рынком, понимает психологию покупателей, понимает возможные объемы рынка, он уже может запускать свое дело.
Если рынок растет, то и с плохим продуктом, и с неидеальной командой можно выстрелить. Простой пример: вы находитесь в пустыне и мучаетесь жаждой, в таких условиях даже если вам дадут ржавую воду, вы будете ее пить. Если есть спрос, то все с вашим бизнесом будет в порядке.
Еще предпринимателю важно понимать, что мы живем в очень интересное время, вокруг все меняется постоянно, и то, как мир устроен сейчас, – не показатель, что так будет всегда. Многие люди живут в иллюзии, что то, как мы живем, это неизменная величина, но есть один процент людей, которые смотрят на мир под другим углом. Отличие не предпринимателя от предпринимателя в том, что последний всегда будет задаваться вопросом, что можно сделать лучше, и не будет мириться с устоявшимся порядком. В общем, если есть возможность что-то поменять, нужно не сидеть на месте, а менять это, менять жизнь.
После того, как вы два года вы прожили в США, в 2006 году вы вернулись в Россию и запускали бизнесы уже в Москве, при этом с 2008 года вы живете в Хорватии. Как получилось, что с 2010 по 2011 годы вы учились в RMA?
Я купил недвижимость в Европе в 2008 году, но потом еще четыре года жил между Москвой и Хорватией. Если честно, я совершенно не помню, как нашел вашу программу, скорее всего, увидел у кого-то из приятелей в Facebook.
Вы специально искали дополнительное образование или случайно наткнулись и решили пройти обучение?
Случайно увидел и сразу понял, что мне это нужно. Я в принципе не планировал дальше учиться и жить в Москве, но я поставил цель – закончить обучение и только потом окончательно переезжать.
Расскажите о плюсах и минусах образования на факультете «Менеджмент в сфере интернет-технологий».
Занятия проводят практики, и то, что они говорят, просто разрывает сознание. Для меня это было первым опытом подобного образования, и это было классно. Люди не забивали сознание теорией, говорили от своего лица, на своем опыте и на реальных примерах.
Возможность пообщаться с топ-менеджерами ключевых компаний индустрии важна сама по себе. Это общение не просто дало контакты, оно подняло на другой уровень стандартов – после RMA все было по плечу. Еще многое дает общение в группе, во время обучения тебя всегда окружают люди со схожими интересами и целями – это поднимает планку и заставляет работать больше.
Со всеми этими людьми – преподавателями и одногруппниками – мы поддерживаем контакты, и даже просто факт «дружбы» на Facebook открывает дверь в другой мир и выводит на другой уровень стандартов.
Дарья ХАУСТОВА