Истории успеха
Севиль Набиева, исполнительный директор FrolovGallery
«Эта программа – абсолютное погружение в среду: ты начинаешь понимать, как все устроено, знакомишься с теми, кто делает этот бизнес, слышишь реальные истории успеха и неудач, постепенно формируя картину индустрии. К тому же мне нравился сам процесс обучения, я ловила драйв и была полна энергии. Мой серьезный юридический бэкграунд не мешал почувствовать эту легкость: я с удовольствием ходила на занятия, стараясь не пропускать их, решала кейсы, и даже участвовала в волонтерских программах.
Вообще, мне не хотелось заканчивать обучение, не хотелось уходить. Бесценно, что я встретила множество прекрасных людей, с которыми мы активно общаемся и дружим».
Выпускница факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Севиль Набиева закончила юридический факультет и долгое время работала адвокатом, но потом поняла, что её призвание – искусство. Поменяв сферу деятельности, Севиль была полна положительных эмоций и энтузиазма, которые не покинули её и сейчас, на должности исполнительного директора FrolovGallery.
Фото: Сергей Маслов
Откуда в твоей жизни появилась любовь к искусству?
Искусство меня привлекало всегда, с самого детства. В моей семье было принято покупать произведения искусства, вешать на стены картины, к тому же мой дедушка Павел Носов – известный резчик по камню и создал множество известных скульптур, в том числе и в Москве, а у мамы есть свой художественный салон. Увлечение искусством было как хобби для меня. Всегда любила книги и альбомы по искусству, покупала картины. Так что, когда я решила закончить адвокатскую практику и заняться чем-то новым, выбор арт-сферы стал для меня естественным.
С чего начался путь в новой индустрии?
Я решила пойти учиться, так как сразу искать работу в новой сфере или начинать свой проект мне показалось преждевременно.
Для меня было важно получить знания, которых мне не хватало для эффективной работы. Еще до поступления на факультет арт-менеджмента в RMA, я начала активно заниматься саморазвитием: читала много литературы, ходила на лекции по истории искусств, старалась не пропускать ни одной выставки, особенно в области современного искусства.
Почему выбрала именно менеджерское направление?
На факультет «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» я пошла, чтобы понять основы этого бизнеса, получить представление об арт-индустрии, разобраться какие есть направления и как можно развиваться в этой сфере. После обучения в RMA вовсе не обязательно становиться менеджером. Знания, полученные там, позволяют развиваться и в других направлениях, например, как куратор или художник, но, главное, они помогают создать свой проект или открыть бизнес в этой сфере. Более того, менеджерские функции сейчас нужны практически во всех сферах деятельности и никогда не помешают.
А почему RMA?
Я очень долго выбирала, куда пойти учиться. Лиза (Елизавета Факирова, в 2015 году была заместителем руководителя факультета – прим. RMA) об этом знает, потому что я много с ней советовалась, прежде чем заключить договор. В RMA понравился учебный план, подход к обучению и общению со студентами. В описании программы я увидела много выездных занятий в действующие институции, где информацией делятся не теоретики, а практики. В этом бизнесе, как, впрочем, и в других, важно получать информацию из первых рук.
Оправдало обучение твой выбор?
Да, мне курс очень понравился. Это абсолютное погружение в среду: ты начинаешь понимать, как все устроено, знакомишься с теми, кто делает этот бизнес, слышишь реальные истории успеха и неудач, постепенно формируя картину индустрии. Теоретические лекции были, возможно, поверхностны, но это неудивительно – невозможно за несколько занятий изучить историю искусств или пятилетний курс менеджмента.
Вообще, не хотелось заканчивать обучение, не хотелось уходить. Бесценно, что я встретила множество прекрасных людей, с которыми мы активно общаемся и дружим.
Выпускной группы «А-5», в которой училась Севиль. Видео с выпускного можно посмотреть здесь
Мне нравился сам процесс обучения, я ловила драйв и была полна энергии. Мой серьезный юридический бэкграунд не мешал почувствовать эту легкость: я с удовольствием ходила на занятия, стараясь не пропускать их, решала кейсы, и даже участвовала в волонтерских программах. И я не жалею времени, потраченного на работу волонтером даже на невысоких позициях: она даёт возможность познакомиться с прекрасными и талантливыми людьми, пообщаться с художниками, посмотреть, как организовываются и проводятся выставки и другие события в этой области. Если в дальнейшем хочешь заниматься организацией серьёзных проектов, то это важный опыт.
В каких проектах ты принимала участие на позиции волонтера?
Например, в организации премии «Инновация» я помогала PR-отделу. Еще запомнился опыт работы на выставке Exhibit в MMOMA в качестве молчаливого смотрителя. На выставке были представлены «живые инсталляции», в которых принимали участие актеры, а наша задача была помогать им в этом перформансе. Эта выставка просто перевернула мое сознание и изменила отношение к смотрителям: они следят за реакцией посетителей целый день и точно знают, понравилась людям выставка или нет, какие она вызвала эмоции. Смотрители – это кладезь информации!
Было ли сложно перестроиться с адвокатской работы на творческую деятельность?
Если говорить про внутренние изменения, то они начались, как только я закончила адвокатскую практику. Я ушла из адвокатуры не в искусство, а потому, что больше не хотела этим заниматься. У меня было время для «перестройки», в которое я не работала, и это помогло мне прийти в себя после довольно тяжёлой сферы, которая заставляет быть жестче, чем хочется.
Все изменения для меня только положительные. Когда я поняла, что я смогу реализовать себя в новой сфере, я была воодушевлена и готова на любые вызовы, бралась за новые задачи с огромным энтузиазмом.
Какая была первая работа в индустрии?
Первая официальная работа – это галерея «Беляево», где я была менеджером внебюджетных проектов. Галерея «Беляево» является многофункциональным культурно-просветительским центром, где помимо периодических выставок действует учебный центр искусств, дизайн-бюро и арт-бутик, проходят музыкальные программы и театральные представления.
Мне там нравилось, несмотря на то что это муниципальная галерея в спальном районе. В «Беляево» хорошее пространство, замечательная атмосфера и прекрасный коллектив. Более того это галерея с серьезным бекграундом: она была открыта в 1988 году и вошла в историю отечественного изобразительного искусства как место проведения первых выставок советских художников-нонконформистов, таких как Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, Эдуард Штейнберг, Евгений Крапивницкий и др. Кроме того мне было интересно познакомиться со спецификой работы в государственной институции.
В Беляево я проработала около полугода, после чего мне предложил работу Владимир Фролов.
Выставка «Цветение тишины», галерея «Беляево», июнь 2015 года
Как получилось, что Владимир Фролов предложил работу именно тебе?
Он искал сотрудников, в том числе среди выпускников факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Лиза Факирова, к которой он обратился за помощью в поиске сотрудника, предложила мне отправить резюме, что я и сделала. Спустя пару недель мы встретились с Владимиром и пообщались, а спустя еще неделю он мне позвонил и предложил работу, я, конечно, согласилась. Я запомнила Владимира по лекции в RMA, тогда и мне лично, и всей нашей группе занятие очень понравилось. После лекции я сказала одногрупнице, что это галерист, с которым я бы хотела работать. Так и случилось, чему я очень рада.
На какую должность ты пришла в галерею?
Сначала это была просто менеджерская позиция с широким кругом обязанностей. Я занималась систематизацией информации, работой сайта, который в тот момент переделывали, организацией участия в ярмарке Cosmoscow.
Спустя какое-то время Владимир предложил мне должность исполнительного директора.
Стенд FrolovGallery на ярмарке Cosmoscow 2015
Что входит в обязанности исполнительного директора? Всё?
Именно. Особенно учитывая, что Владимир часто в разъездах, в том числе за границей, на ярмарках и встречах, и я отвечаю за все процессы работы галереи: работу с художниками, клиентами, подготовку мероприятий и выставок, а также делопроизводство и юридические аспекты.
Сколько сейчас сотрудников в галерее?
На настоящий момент у нас не очень большой коллектив: Владимир, я и несколько человек, с которыми мы сотрудничаем на удаленной основе. Для масштабных мероприятий приглашаем волонтеров, в том числе из студентов RMA.
В скором времени, мы планируем привлечь людей на долгосрочные стажировки с перспективой дальнейшей работы на постоянной основе. Если кого-то интересует прохождение стажировки у нас в галерее, можно присылать свое резюме на нашу общую почту, либо лично мне. Со мной также можно связаться через Facebook.
Как функционирует галерея, насколько я знаю, у вас нет своего пространства?
Ты права, что сейчас нет открытого пространства, куда можно прийти и посмотреть выставку, но это совершенно не значит, что мы не работаем как галерея. Мы ведем активную галерейную деятельность: участвуем в ярмарках, проводим выставки на различных площадках, включая государственные музеи, работаем с художниками и коллекционерами. В настоящий момент мы рассматриваем несколько вариантов, и, думаю, в ближайшем будущем у нас снова появится свое помещение, а пока работа в основном проектная.
Расскажи о самых интересных проектах?
Один из самых масштабных проектов за то время, что я работаю в FrolovGallery – это постановка оперы «Победа над солнцем» театра Стаса Намина в рамках 6 Московской биеннале современного искусства. Событие проходило в кинотеатре «Ударник» совместно с BREUS Foundation при поддержке фонда Андрея Чеглакова AVC Charity. Я выступала координатором мероприятия, это был довольно сложный проект с множеством участников и партнеров.
Опера «Победа над Солнцем» в «Ударнике»
Почему именно такой проект решили сделать на биеннале?
Как говорится, так сошлись звезды. Стас обратился к Владимиру с предложением сделать что-то совместное, и у Владимира родилась идея показать оперу «Победа над Солнцем» в «Ударнике», так как это памятник архитектуры конструктивизма начала XX века. Потом эту идею предложили Иосифу Бакштейну – комиссару 6 Московской биеннале, и её поставили как специальный проект биеннале. А еще до этого (в июне 2015 года) Стас Намин показывал свою постановку в театре Базеля в рамках международной ярмарки современного искусства ArtBasel, где опера прошла с большим успехом. Напомню, что «Победа над Солнцем» – это футуристическая опера поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича, поставленная ими в 1913 году. Именно там впервые появился «Черный квадрат» Малевича как элемент декорации.
Какие сложности возникли в организации такого масштабного мероприятия?
Всё прошло хорошо, но сложности были. Конечно, они неизбежны, когда так много участников и со всеми нужно согласовать множество моментов.
Спектакль прошел с большим успехом – зал был забит, было много звездных гостей. Вход был свободный для всех, кто успел зарегистрироваться,и мы переживали, что не сможем всех разместить. Возможно, мы не были до конца готовы к такому наплыву, на будущее я поняла, что необходимо предусматривать любое развитие.
Очередь у «Ударника» перед началом оперы «Победа над Солнцем»
Какую последнюю выставку вы сделали?
«Михаил Бычков: Иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого» петербургского художника книги. Выставка прошла в Государственном Музее Л.Н. Толстого, на ней было представлено 36 оригиналов иллюстраций к двум книгам по произведениям Льва Николаевича – «Были» и «Море».
За какое время готовятся выставки?
Все очень по-разному, музейные могут готовиться несколько лет, галерейные – несколько месяцев. Но это очень условные цифры, к любой выставке должен быть индивидуальный подход, в зависимости от того, откуда вы везете работы, сколько художников участвует и так далее. Иногда от идеи до ее реализации могут пройти многие годы. К последней выставке мы готовились в общей сложности несколько месяцев.
Открытие выставки «Михаил Бычков: Иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого»
На фото: Севиль Набиева, Михаил Бычков, Александра Макарова (личный ассистент Владимира Фролова), Владимир Фролов
Как привлекаются спонсоры?
Опять же, всё зависит от мероприятия. Некоторые проекты делаем за собственный счет, масштабные проекты делаются с помощью спонсоров и партнеров, которых, как правило, привлекает лично Владимир. Если проект хороший, всегда можно найти деньги, даже несмотря на кризис.
С какими художниками работает галерея и как находите новых?
FrolovGallery работает с российскими и зарубежными авторами, и этим мы отличаемся от многих российских галерей, которые мало работают с западными художниками. Еще одно отличие – мы не работаем с молодыми художниками, все наши художники музейного уровня, уже состоявшиеся.
Владимир посещает выставки, ярмарки и другие мероприятия, где отмечает художников, которые ему понравились. Также ему часто предлагают посмотреть работы разных авторов. Если его кто-то заинтересовал, то он может обратиться за советом к профессионалам – кураторам, искусствоведам, чьему мнению он доверяет. Но, в конечном счете, это всегда его личный выбор, как и в большинстве галерей – выбор художников зависит от вкуса и мнения галериста.
Как вы ищите новых покупателей?
У нас есть своя база, которая постоянно расширяется. Коллекционеры появляются по-разному, в том числе из личных знакомств, рекомендаций друзей и коллег, и конечно, на ярмарках. Безусловно ярмарки один из самых мощных рычагов продвижения галереи и ее художников. Наша политика работы на ярмарке – это полная открытость и доброжелательность. Мы работает со всеми людьми, которые приходят к нам на стенд, предоставляем всю информацию о работах, даже если видим, что человек не собирается что-либо покупать. Часто бывает, что на ярмарке люди просто смотрят, интересуются, а уже после ее завершения связываются с нами и приобретают работы. Иногда клиенты приходят от художника – видят где-то работу, связываются с художником, а он отправляет к нам.
Севиль на стенде FrolovGallery на ярмарке Cosmoscow 2015
Художники не работают с клиентами напрямую?
Да, это правило практически любой галереи. Художник заинтересован, чтобы его представлял галерист, это показывает его уровень. К тому же, художник – творческий человек и чаще всего не хочет и не умеет заниматься продажами, это отвлекает от работы, отнимает много сил и энергии.
Есть ли конкуренция между галереями?
У каждой галереи есть свой круг художников, и если наш коллекционер хочет приобрести работу художника, с которым мы не работаем, мы обращаемся к галерее, которая его представляет, и никогда не обращаемся к художнику лично. Это нормальная международная практика сотрудничества, так называемые правила делового оборота. Мы дружим со многими галеристами и дилерами. В конце концов, мы делаем одно дело и нам всем выгодно, чтобы больше людей проявляло интерес к искусству. Это такая просветительская миссия, можно сказать.
Какие образовательные проекты у вас есть?
Мы проводили лекции искусствоведов Григория и Ольги Козловых, организовывали встречи для коллекционеров. Сейчас эта деятельность приостановлена, но мы планируем продолжить: делать творческие встречи с художниками, чтобы была возможность пообщаться с авторами напрямую. Ведь художники – самые главные люди в нашем бизнесе. Не будет их, не будет ни галерей, ни ярмарок, ничего. Главное качество галериста – уметь находить общий язык с художниками. Всегда нужно помнить, что художник – наше все!
А какими качествами нужно обладать арт-менеджеру?
Важно находить общий язык с людьми, быть открытым и доброжелательным. Ещё нужно быть собранным и уметь структурировать информацию, чтобы ничего не упустить. И конечно, нужно любить то, что ты делаешь, тогда у тебя всегда будет преимущество перед людьми,которые просто хорошо выполняют свою работу.
Дарья ХАУСТОВА