Истории успеха

18 октября 2016
Ксеша Темерханова, менеджер Лои, Светланы Владимирской, Василия Киреева и других артистов

Ксеша Темерханова, менеджер Лои, Светланы Владимирской, Василия Киреева и других артистов

«Я пошла учиться, несмотря на уже большой опыт работы, потому что почувствовала, что одна сплошная практика загоняет меня в тупик. Устала наступать на одни и те же грабли. Нужны были знания, которые практику совместили бы с теорией, чтобы всё было гармонично. На лекциях в RMA говорили ту самую недостающую информацию, которой мне не хватало».

Выпускница факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Ксеша Темерханова занимается продвижением артистов с 2001 года. За это время она работала в продюсерском центре Максима Фадеева с группами SEREBRO, KIT-I и Дали. Сейчас работает концертным директором Лои, Светланы Владимирской, Василия Киреева, фолк-группы Ойме и всегда находится в поиске новых талантов. Мы поговорили с Ксешей о работе в музыкальном бизнесе и менеджменте 24/7.



Ксеша и группа SEREBRO


Откуда появился интерес к сфере шоу-бизнеса?

Любовь к музыке мне привил папа, он играл на бас-гитаре в любительском рок-коллективе. На катушечном магнитофоне мы вместе слушали The Beatles, ABBA, Karel Gott, Arabesque, Al Bano & Romina Power. Все эти мелодии и ритмы я впитывала с детства и привыкала, что музыка всегда должна быть рядом.

Когда стала старше, я постоянно смотрела MTV и BIZ-TV, слушала М-Радио, а потом Maximum. На радиостанции Maximum часто проводились конкурсы и мероприятия, для которых нужны были помощники. Однажды я стала волонтером и впервые попала за кулисы. Это был дурдом, но в хорошем смысле слова, — мне понравилось. Я ответственно относилась даже к простым задачам. После мероприятия было приятно услышать похвалу от организаторов. Это была первая победа и первое понимание, что я хочу работать с артистами. И у меня это получается неплохо.

Почему, желая работать с артистами, вы пошли получать образование инженера-системотехника?

Тогда учиться на «менеджера артиста» было негде: не было таких вузов или курсов, а самоучкам попасть в серьёзный шоу-бизнес было сложно. Я вообще, в ветеринарную академию «метила». На факультет генетики или зоопсихологии. Ходила на подготовительные курсы. Но 90е были тяжелые, и мама убедила меня, что профессия должна быть «хлебной», а занимаясь зверушками, я семью не прокормлю. Вот и пришлось поступить на модную тогда профессию компьютерщика. Но природа взяла свое. Сначала музыка была хобби, а потом я и вовсе голову потеряла. Ходила на репетиции и на съемки в ущерб компьютерной работе, хоть она и хорошооплачиваемой была. А потом появилось RMA и, конечно же, я собралась туда поступать, надеясь в дальнейшем найти работу по призванию.

Сейчас шоу-бизнес открыт и есть много путей входа, ресурсов для работы менеджера и артистов стало гораздо больше. С каждым годом количество организаторов, промоутеров, концертных площадок увеличивается, как и количество людей и компаний, желающих заказать выступление артиста на праздник, юбилей, свадьбу или День города. Увеличилось число ресурсов для раскрутки как себя, так и артиста: Youtube, социальные сети, специализированные сайты. Попасть на телевидение стало гораздо проще.

Но и конкуренция растет?

Да, растёт, но это не значит, что работать стало сложнее. Потому что растёт не только число групп и артистов, но и число заказчиков. Это можно считать даже не конкуренцией, а увеличившимся выбором, так сказать, ассортиментом.

Вы уже в 2001 году были директором поп-рок коллектива, что это был за коллектив?

Это был интересный и перспективный поп-рок коллектив, который рождался на моих глазах, поэтому появилось вполне понятное желание его «воспитать и вырастить». Я начала заниматься его продюсированием: покупала инструменты, оплачивала записи на студии, организовывала концерты, пробивала фестивали, возила на съемки, договаривалась об интервью.

Где получали знания на начальных порах, откуда узнавали, как нужно действовать в той или иной ситуации?

Это были не знания — это была просто интуиция и логика. Я рано стала самостоятельной и научилась принимать решения: росла в бедной семье, поэтому помогала родителям и подрабатывала с 11 лет. Вот и занимаясь раскруткой музыкантов, действовала по логике и интуиции, приятно, что многое получалось. Набила, конечно, много шишек, но это был шикарный первый опыт. Сплошная практика без теории. Тогда ведь даже книг не было. И опытом никто не делился.

Есть примеры «шишек», которые больше остальных запомнились, и которых не было бы, если бы кто-нибудь подсказал, как нужно делать?

Много таких шишек. Например, у нас была запланирована одна из первых съемок на телеканале. Когда я встретила музыкантов, была в шоке: я даже подумать не могла, что ребята приедут в обычной одежде, в которой ходят на репетиции каждый день. «Ребят, вы же на телевидение приехали? Какие-то свитера, джинсы, тапки! Вы что?!» — ругаюсь я, в голове уже придумываю, как решить проблему. В итоге я бегала по всему телецентру и просила операторов, гримеров, помощников, режиссеров: «Пожалуйста, пожалуйста, дайте на полчаса съемки какую-нибудь рубашку, ботинки». И нашла, конечно. А если бы я знала заранее хотя бы в теории, что нужно проговаривать всё, то заранее написала бы музыкантам, во что одеться, и такого бы не случилось.

Хорошо прошла съемка?

Да, очень хорошо. Осталась даже запись. Смотрю иногда, улыбаюсь и плачу одновременно. 




С группой MBAND

В 2009 году, когда вы пришли учиться в RMA, опыт работы был уже большой, почему решили получать дополнительное образование?

В тот момент я почувствовала, что одна сплошная практика загоняет меня в тупик. Устала наступать на одни и те же грабли. Нужны были знания, которые практику совместили бы с теорией, чтобы всё было гармонично. На лекциях в RMA говорили ту самую недостающую информацию, которой мне не хватало. Но далеко не все лекторы-профессионалы рассказывали студентам свои секреты. Зачастую, благодаря уже появившемуся опыту, я выхватывала нужные знания между строк.

Какие предметы запомнились?

Это давно, конечно, было, но точно помню, что больше всего мне понравился инновационный менеджмент, жаль, что лекций было мало. Я не помню фамилии преподавателя, но те лекции произвели на меня впечатление и помогли начать по-другому действовать — по-новому, по крайней мере, для меня и моего коллектива. Я считаю, что именно этого предмета нужно больше, потому что именно на инновациях держится шоу-бизнес. Шоу топового артиста не может повториться дважды: нужно каждый раз придумывать что-то новое, быть лучше и ярче всех, использовать новые технологии. Нужно каждый раз удивлять.


А кто придумывает и реализовывает шоу?

Группа людей, конечно же. Один человек может придумать идею, другой организовать и курировать, третий — четвертый исполнять более мелкие задачи. Это все работает, как часовой механизм: у каждой «шестеренки» есть своя задача. Дать все задачи одному исполнителю — значит провалить дело. Сила в кулаке.

А что делать начинающим группам, у которых ещё нет команды?

Музыканту нужно собрать команду среди единомышленников. Концертных организаторов становится все больше, и найти заинтересованного человека не так сложно. У каждой музыки есть свой слушатель и близкие по духу люди, среди них и нужно искать. Важно, чтобы всем членам команды нравились те идеи и та музыка, которые они продвигают.

Как вы начали работать в продюсерском центре Максима Фадеева?

Я всегда была большим поклонником творчества Максима Александровича и лет с 16 мечтала у него работать, у него тогда появился проект с Линдой.

Поступая в RMA, я не предполагала, что спустя полгода будет его мастер-класс. Появление его лекции в расписании было важным событием и к нему нужно было подготовиться. Я долго составляла резюме, перечитывая и переписывая его по несколько раз, придумывала, что и как и ему скажу. Но, когда после лекции Максима Александровича облепили студенты, я переволновалась и, протянув резюме, всё, что смогла сказать: «Возьмите меня к себе. Без музыки я сдохну». Всё, других слов не было. Уже на выходе из университета он сказал: «Завтра приезжай». Позже выяснилось, что на мастер-классе Максим Александрович подбирал менеджеров в продюсерский центр.

С самого начала работы я радовалась любому заданию. Любимая работа всегда была счастьем. Я считаю, что не нужно заниматься тем, что не нравится. Когда в 90 лет будут спрашивать: «Ну, как прошла твоя жизнь?», не хотелось бы сожалеть о прожитых годах.



C Dr. Alban & Haddaway

Расскажите подробнее о работе продюсерского центра: как всё устроено, как происходит распределение групп, почему вы стали менеджером именно SEREBRO, KIT-I и Дали?

Во главе стоит Максим Александрович — талантливый человек и замечательный психолог — он тонко подбирает команду, чувствует, кто с какой группой будет более эффективно и с интересом работать. Я была очень рада назначению.

Что входит в обязанности менеджера группы? Какие возникают сложности?

Курирование артистов 24 на 7. Это интересно и требует полной самоотдачи. Если чуть подробнее, то в обязанности работы с артистом входит многое: организация съемок, концертов и гастролей, сопровождение, примерки, помощь на клипах, пиар. В продюсерском центре все роли распределены: концертный директор, менеджер, пиарщик. Как в часах: каждый выполняет свой круг обязанностей.

Пожалуй, самый важный вопрос начинающего менеджера группы — как раскрутить артиста?

Как я уже говорила, всё начинается со сбора коллектива близкого по духу. Пусть даже маленького: артист + менеджер. Главное по любви. Если группа менеджеру не нравится, он будет работать спустя рукава. Весь бизнес построен на эмоциях и личностных качествах. Менеджер должен гореть, быть фанатом. Я, например, всех своих артистов люблю и мне легко с ними работать.

Далее для раскрутки, нужно заявить о себе и показать, что такой артист есть. Интернет безграничен и любой человек может открыть свои таланты миру. Не нужно обманывать себя и говорить, что нет возможности снимать клипы и выкладывать их на YouTube — это бред. Любой может снять видео на мобильник, спеть, да хоть в подъезде. Не надо торопиться тратить много средств, это уже не модно. Если вы делаете что-то классное, вас заметят. У вас появятся свои поклонники, а среди них и менеджер, который впоследствии займется рассылками и обзвоном клубов и редколлегий фестивалей, организовывая вам концерты и гастроли.

«Раскрутка» — это целый комплекс действий, затратных и по времени и по финансам. И какие-то этапы артисту придется пройти через слово «надо». Подниматься с нуля интересно и гораздо легче, чем потом удержаться наверху.

Есть рецепт, как это сделать?

Главное — это дисциплина и ответственность: и от артиста, и от каждого члена команды. Если к музыке относиться как к хобби, то она на этом уровне и останется. Соблюдайте договоренности, приезжайте вовремя, не обманывайте заказчиков, будьте тактичны и с вами захотят работать. Ну и работать нужно с полной самоотдачей.

Возникают сложности при работе с творческими людьми?

Творческие люди, в принципе, немножко другие. У них есть некая связь с космосом, на эмоциональном уровне, и с самого начала к ним должен быть немного другой подход. Но это не сложности, а особенности работы. В сформировавшемся коллективе работа выстроена, каждый знает, что должен делать: и артист, и пиар-менеджер, и администратор, и концертный директор.

Почему вы ушли из продюсерского центра и как начали заниматься менеджментом Лои?

Ушла по семейным обстоятельствам — хотела больше времени проводить с сыном. Но я счастлива, что работала у Максима Александровича, все эмоции, воспоминания остались только позитивные.

Сейчас я самостоятельный концертный агент, предлагать могу любых артистов: Лою, Светлану Владимирскую, Диму Бикбаева, Василия Киреева из «Премьер Министр», фолк-группу «Ойме» и многих других. Я теперь в поиске новых артистов и рада сотрудничать с талантливыми людьми.



C певицей Лоей

А как вы находите новых артистов?

В интернете.

Передаю всем молодым артистам важную мысль: «Не стесняйтесь своего творчества! Не бойтесь выкладывать записи! Сочиняйте, пойте, записывайте и показывайте это людям! Ведь иначе о вас никто не узнает».

Мне иногда пишут молодые ребята: «Ой, я написал песню, но не могу ее показать, наверное, она никому не понравится». Молодец — сам родил и сам похоронил. Так нельзя делать.

Часто на просьбу дать послушать запись, мне отвечают: «Я не могу прислать вам песню, вдруг вы ее украдете. Давайте мы встретимся, и я вам включу на телефоне послушать». Если действовать таким образом, то никто и никогда не узнает о том, что есть такой талантливый автор, как вы. Если боитесь, что украдут слова и музыку, то просто зарегистрируйте права (читайте в помощь Гражданский Кодекс РФ, 4 часть) или высылайте демо хотя бы по минуте. В целом, для молодого артиста любое распространение, особенно пиратское, лишь помогает повышать узнаваемость.

Менеджмент 24/7 предполагает круглосуточную готовность к работе. Как вы всё успеваете, есть какие-то секрет тайм-менеджмента?

Часто жалею, что в сутках 24 часа, хотелось бы хотя бы 37 часов. Но приходится довольствоваться тем, что есть, поэтому единственный секрет — самоорганизация. Только не забывайте про семью. Семья — это действительно самое важное.

Кто заказывает выступления?

Это может быть кто угодно: концертное агентство, коллегия фестиваля, организатор корпоративов, свадеб или вообще сам жених лично, городская администрация, промоутер, арт-директор клуба.





Менеджера обычно никто не знает, вас не смущает, что вся слава достается артистам?

Нет, конечно. Я, наоборот, смущаюсь повышенного внимания. Мне комфортно быть за спиной славы артиста и управлять за кулисами.

А вы всё делаете сама или у вас есть помощники?

Иногда я приглашаю стажёров, в том числе студентов факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Я считаю, что стажировки во время обучения обязательны. Потому что теоретические знания будут иметь толк, если их сразу применять и закреплять на практике. Так быстрее придет понимание, что работает, а что нет. Даже месяц работы с активной концертирующей группой поможет стажеру снять «розовые очки» и определиться, а не ошибся ли он с профессией…

На стажировках можно найти новых знакомых и единомышленников. Можно найти и постоянную работу, в конце концов. Нужно помнить, что нет «неважных задач», даже к доставке документов нужно относиться серьезно. Если человек справляется с простыми заданиями, делает все вовремя и аккуратно, ответственен и вежлив, ему будут поручать задания сложнее и в итоге, он сам не заметит, как стал неотъемлемой частью механизма.

На что вы посоветуете обратить внимание во время обучения?

На получение большей информации. Чем больше будет знаний, тем будет легче работать, будет меньше ошибок. После лекции можно спрашивать совета, что почитать по теме дополнительно. Или записаться на пару лишних стажировок, которые могут оказаться совсем не лишними.

А как же получение контактов и поиск новых партнеров и работодателей?

Любые контакты вы можете найти в интернете, главное знать, что искать.

Глупо сидеть и ждать пока вас кто-то заметит и найдет, или где-то когда-то познакомит. Под лежачий камень вода не течет. Нужно для себя в первую очередь определиться, что именно вы хотите. Исходя из этого, составить резюме и разослать в те места, где бы вы хотели работать. Вот и всё.


Дарья ХАУСТОВА