Истории успеха
Виталий Акимов, генеральный директор и основатель StartupPoint
"Первым мой проект поддержала RMA. Три года спустя мы стали успешным бизнесом, из которого уже вышел инвестор. А сами помогли заключить стартапам сделок на $3.4 миллиона".
Виталий Акимов, выпускник первого набора образовательной программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий», за три года превратил проект нишевого сообщества StartupPoint, которое начал создавать во время учебы в RMA, в лидера в среде «инфраструктурщиков» — команд, помогающих развиваться другим стартапам. Его проект прошел «долину смерти», привлек инвестиции и быстро вышел на прибыльность, а теперь, после «выхода» инвестора, развивается самостоятельно. Сегодня, 8 апреля, Акимов собирается рассказать о новой концепции работы StartupPoint на новом «поинте» — одной из встреч для предпринимателей, рыночных экспертов и инвесторов, которые регулярно организует его компания. Накануне важного заявления Виталий рассказал, с чего начинался его путь в бизнесе и какую роль в его становлении сыграла компания RMA.
— Если сейчас все «больны» Facebook, то предыдущую волну стартапов в России вызвало появление сервиса «Одноклассники». Все подумали, как же классно и, вроде бы, легко делать бизнес в интернете. Увлечение «подхватил» и я, начав с нуля проект «Социальные списки желаний». Сейчас похожую идею реализовала крупнейшая российская соцсеть «Вконтакте», так что я рад, что оставил тот свой проект и целиком сконцентрировался на развитии StartupPoint.
Как тебе пришла идея сделать StartupPoint?
— Все началось с потребности «развиртуализироваться» — пообщаться живьем с другими людьми, увлеченными темой стартапов. С теми, кого я раньше знал только по интернету. Как-то на Хабрахабре был топик, что, вот, неплохо бы собраться, познакомиться друг с другом в реальной жизни. Я взялся организовать такую встречу.
С поиском помещения помогли в RMA — мое обучение и идея делать StartupPoint удачно совпали по времени. И, конечно, нам помогли с приглашением экспертов. Мы помним эту первую поддержку — она оказалась самой ценной для нас. Сейчас думаем над тем, чтобы вновь теснее сотрудничать со специализацией, привлекать практиков, преподающих в RMA, к работе со стартапами на «поинтах».
Где вы проводили мероприятия?
— Сначала мы ходили по кафе: обещали, что приведем массу людей, и просили за это не брать с нас арендную плату. Мероприятия строились вокруг elevator-pitch — кратких презентаций проектов. Это такой формат выступления, когда ты должен за пару минут изложить условному инвестору суть своего стартапа, чтобы он назначил вторую, более обстоятельную встречу. Соответственно, общение было очень активным, времени сделать заказ и поесть ни у кого не было. Поэтому с каждым кафе мы работали по одному разу — больше нас просто не пускали. Мы даже шутили, что когда кафе закончатся, пойдем проводить стартап-мероприятия по ночным клубам.
Но тут Дмитрий Медведев вовремя для нас объявил, что нужно активнее заниматься инновациями. Нашей инициативой заинтересовались ВУЗы: StartupPoint проводил мероприятия, например, в МИРБИСе, других институтах. А со временем площадок стало больше. Вот сейчас мы вслед за RMA заняты переездом на DigitalOctober. Здесь уже расположен наш офис, московские «поинты» также будем проводить на базе технопарка.
То есть StartupPoint задумывался не как простое интернет-сообщество предпринимателей?
— Нет, началось все именно со встреч. Потом, мероприятия после пятого, мы завели свою страничку в сети. Сначала это был простой блог. Потом мы поняли, что вокруг нашей компании формируется сообщество, и стали развивать startuppoint.ru как такое нишевое social media.
Легко заметить, что сайт StartupPoint очень похож на Хабрахабр. Так и задумывалось?
— Хабр действительно стал для нас образцом, потому что был очень популярен у нашей аудитории. О Twitter с Facebook тогда знали мало. Если бы «в фаворе» были они, мы, возможно, стали бы развивать сайт в другую сторону. Текущая версия StartupPoint — пятая или четвертая по счету. Сначала мы скопировали структуру Habrahabr.ru, потом стали переписывать движок — сейчас процентов 95 в нем сделано нами. Сейчас думаем над новыми изменениями по сайту – хочется сделать акцент на том, чтобы активнее сводить проекты с нужными людьми — инвесторами, экспертами, специалистами, которые могут усилить команду стартапа.
Вы планируете как-то работать с аудиторией startuppoint.ru?
— Пока мы активно не занимались этим, не пытались стимулировать людей постить чаще и качественней. Пока мы работаем больше на привлечение новой аудитории, чем удержание старой. Но мы готовим новые разделы, которые привлекут интерес людей.
Например, у нас появится список проектов, получивших финансирование благодаря участию в «поинтах». Часть информации будет скрыта: к сожалению, не всегда мы сможем указывать имя инвестора или фонда, сумму сделки, а иногда — и название проекта, привлекшего инвестиции. Ссылка на новый раздел появится рядом с текущим блоком, где показывается, сколько денег получили наши проекты. Сейчас там значится порядка $3 миллионов.
Эта цифра, наверное, является мерилом того, насколько хорошо мы работаем. Думаю, в реальности она в разы больше — сумму на сайте мы указывали, опираясь на то, что нам говорили сами стартапы. А тех, кто рассказывает что-то по собственной инициативе, единицы. Возможно, когда-нибудь мы соберемся и опросим все две с лишним тысячи проектов в нашей базе. Мы также не учитывали партнерства — а они заключаются едва ли не на каждом мероприятии.
Кстати, многие знают, что StartupPoint тоже привлекал инвестиции. Расскажи об этом.
— Это был тот случай, когда инвестор сам приходит к вам и предлагает деньги. Мы встретились, и Аркадий Морейнис («Главстарт») сказал: «Давайте работать вместе».Это сотрудничество многое нам дало: мы набрали критическую массу проектов, с нами стали работать частные инвесторы. Я чувствую, что и сам вырос профессионально: помимо вложенных денег, Аркадий многое дал нам как ментор. Мы реализовали массу идей, привлекли на стартап-рынок «стратегов» — например, «Яндекс». Наконец, превратились в лидера рынка, вышли на самоокупаемость, а затем и прибыль. Стали проводить мероприятия в регионах. А сейчас уже думаем о масштабировании на страны СНГ.
За те девять месяцев, что мы работали вместе с Аркадием, проект будто родился заново. И, главное, стало понятно, на чем StartupPoint будет зарабатывать — поиске и отборе стартапов для инвесторов. Помимо «поинтов», где акцент сделан больше на сбор обратной связи и поиск контактов, мы уже проводим инвестиционные сессии для более продвинутых проектов.
Почему же вы так быстро разошлись с Морейнисом?
— Я бы не стал это комментировать. Все просто: Аркадий занят «Главстартом», мы делаем StartupPoint.
А как вы существовали до появления инвесторских денег?
— Мои деньги закончились в первые месяцы: чтобы заниматься проектом, я ушел с работы. До прихода инвестора мы перебивались, как могли. Поначалу не было понятно, на чем зарабатывать; потом рынок начал постепенно формироваться, плюс мы получили «ускорение» в виде инвестиций. И сейчас будем монетизировать наработки по аудитории. Главное, что мы преодолели «долину смерти» и смогли привести свою работу к форматам, интересным и полезным сообществу.
Помимо инвестиционных сессий и встреч стартаперов, у нас есть «Клуб менторов» — через него мы отбираем успешных предпринимателей и экспертов, которые готовы консультировать молодые проекты. Чтобы прийти к этим форматам, надо было научиться понимать, что нужно стартаперам. В этом плане хорошо то, что мы сами, по сути, стартап — то есть представители нашей же аудитории.
Поэтому нам легко общаться с другими проектами, собирать от них фидбек, определять, что мы еще можем сделать. Что касается инвесторов — с ними сложнее, хотя мы также стараемся регулярно узнавать их мнение. Трудность в том, что мы не представляем инвестиционное сообщество; но уже идем к этому.
StartupPoint известен тем, что регулярно проводит мероприятия во всех крупных городах страны. Как вы пришли к «гастролям» по регионам?
— Первая встреча за пределами Москвы пришлась на шестой «поинт», прошедший уже почти два года назад: ее предложили провести ребята из Казани, попавшие на одно из наших мероприятий. Они сами нашли помещение, сами все организовали. Затем мы не проводили региональных ивентов больше года. А с приходом инвестора, когда смогли позволить себе определенные траты, поняли — нужно вкладываться обязательно.
Как вы определяете, в какой город пойти дальше?
— Это одно из наших уникальных преимуществ, поэтому всего рассказывать не буду. Но, например, при регистрации на нашем сайте вы можете выбрать город проживания. Эта статистика нами учитывается, когда мы определяем, где стоит проводить «поинты».
Если зашел разговор об уникальности, значит, есть конкуренция? Кто ваши соперники?
— Пока я вижу только GreenfieldProject, разработавших собственные форматы мероприятий и проводивших рабочие выходные совместно с RMA. А что касается каталогов стартапов, существующих в Рунете... Честно, пока их нельзя назвать нашими конкурентами. Ну сделали вы свой каталог, и дальше что? Важно видение, как все будет работать. Мы будем стимулировать рост числа встреч и сделок стартапов с инвесторами - это называется "матчинг". И подчиним сайт этой задаче.
Ты много говорил о том, как RMA помогала с организацией мероприятий. А знания, полученные здесь, пригодились?
— Сейчас огромная проблема на рынке — опыт и знания. Для новичков, каким был я, они просто необходимы. RMA дает знания лучше всех. Учеба в И-1 здорово помогла с пониманием, как вообще устроен рынок, а также того, что есть самого важного и «горячего» на нем сейчас. Причем эта информация постоянно актуализируется. Как выпускник, я имею право свободно посещать любые занятия «Менеджмента в сфере интернет-технологий», когда захочу. И регулярно пользуюсь этой возможностью — приходя к новой группе и слушая преподавателей, я отмечаю, как быстро меняется интернет-рынок. И, конечно, еще отмечу связи и общение с преподавателями-практиками.
А когда ты учился, многие в И-1 верили в твой проект?
— Да, в этом плане все было здорово. Обучаясь на специализации, мы обменивались идеями. Я постоянно слышал слова поддержки от одногруппников.
Может, кто-то из слушателей RMA даже работал с тобой?
— Нет. Все работали или делали свои проекты, так что времени присоединиться еще и ко мне у них не было. Но сейчас, думаю, мы вполне способны дать кому-то из слушателей или студентов программы высшего образования RMA возможность практики.
Если вы готовы взять кого-то в команду, то расскажи о людях, работающих с тобой.
— Через StartupPoint прошло много людей, особенно когда денег еще не было. Текучка была огромной, но постепенно у нас сформировался костяк команды. Мы на своем опыте вывели правило: без денег человек работает три месяца, затем уходит на оплачиваемую работу. Когда ты начинаешь платить, люди обычно держатся год. Все-таки проектное отношение к делу очень сильно «въедается» в сознание. Плюс, поскольку мы много работаем с IT, есть своя специфика. Для большинства существует несколько «компаний мечты» - «Яндекс», Google, Miscrosoft. И пока они не «поставят галочку», поработав в каждой из них, то не успокоятся. С таким тоже приходилось сталкиваться.
Планируете ли вы партнерства с заметными игроками на рынке?
— Если говорить о стратегических инвесторах, то их мы рассматриваем в качестве клиентов. Кто нам интересен? Сервис-провайдеры, те, кто может предлагать стартапам актуальные услуги: ту же бухгалтерию, налоговую оптимизацию и т.д. Нашими партнерами уже выступают "Сколково", РВК, "Яндекс", "СКБ Контур" и HeadHunter.