Истории успеха

24 июля 2011
Григорий Слынько, CEO Prondo.ru

Григорий Слынько, CEO Prondo.ru

Я получил возможность заняться тем, что меня интересовало, имел возможность консультироваться с экспертами по российскому e-commerce. Целый год я учился у практиков строить коммуникации с заказчиками, анализировать рынок, создавать продукт, понятный аудитории и имеющий уникальные преимущества.

Выпускник группы И-2 Григорий Слынько начал работать над проектом сервиса «печати по требованию» во время учебы на специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий», приступил к его реализации на первых Рабочих Выходных Harvest, и сейчас имеет работающий бизнес в области книжного e-commerce, готовый к расширению. Его проект Prondo.ru позволяет авторам и издателям распечатывать любые тиражи книг и идти на прямой контакт с аудиторией. У стартапа появились первые крупные заказчики, а скоро откроется и собственный итернет-магазин.

- Григорий, с чего все начиналось?
- Когда я задумывал проект, он был адресован тем, кто желает издать свои работы — например, рассказы и стихи, не принятые издательствами.

Сервис Prondo.ru дал бы таким людям возможность отправить файл в наше электронное издательство и оплатить нужный, оговариваемый до экземпляра, тираж по разумной цене. Мы же готовы были предоставлять авторам доступ к онлайн-каналам заработка на своем творчестве. То есть Prondo помогал бы людям, пользуясь возможностями всемирной сети, решать реальную проблему. Я видел, что такая модель прижилась на Западе, хотел перенести ее на наш рынок.

- Удалось? Или специфика российского рынка заставила меняться?

- «Раскачать» российскую аудиторию очень сложно. Путь, когда мы идем по отдельным авторам или мелким издательствам, предлагая распространение и допечатку тиражей через наш сервис, показал себя неэффективным для первого этапа. Привлекать их к сотрудничеству с новым, имеющим прорывную концепцию проектом, было очень тяжело. До работы с нами доходили единицы. Мы поняли — чтобы «поднять» такой сервис, нужны большие заказы. Сотрудничество с крупным, известным клиентом станет проверкой для нас и позитивно скажется на узнаваемости Prondo.

На ловца и зверь бежит. Сейчас мы в стадии подписания контракта с Российской Государственной Библиотекой. Речь идет о распространении через интернет 60 000 оцифрованных изданий, которые нам предоставит РГБ. Для сравнения, в каталоге Ozon.ru содержится всего около 40 000 книг. Правда, в нашем случае мы пока говорим о книгах, изданных до 1940-го года. Используя эту базу, мы создадим онлайн-магазин, где вы сможете заказать печать экземпляра для себя, либо скачать электронный вариант книги.

- Как учеба в RMA повлияла на становление проекта?

- Я получил возможность заняться тем, что меня интересовало. Проект Prondo.ru был у меня дипломным. Я прорабатывал его в течение всего обучения, имел возможность консультироваться с экспертами, понимающими в российском e-commerce. Учился у практиков, приходивших вести занятия, строить коммуникации с заказчиками, анализировать рынок, создавать продукт, понятный аудитории и имеющий уникальные преимущества.

- Насколько сильна конкуренция в сфере, в которой работает Prondo?

- Во-первых, есть проекты, аналогичные нашему. В их основе лежит концепция print-on-demand печати по требованию, когда вы удаленно можете заказать печать любой книги от одного экземпляра и доставку готовой продукции до вас. Слабая сторона наших прямых конкурентов — у них нет интернет-магазинов, где книги, которые такие проекты распечатывают, можно было бы продавать. Ведь шанс «выстрелить» есть, когда вы предоставите и возможности печати заказчикам, и удобный выбор книг из каталога для конечных потребителей.

Во-вторых, уже есть сложившийся рынок электронной торговли книгами. Чтобы составить конкуренцию на нем, нужно, с одной стороны, сразу иметь обширный каталог литературы, которую можно приобрести в бумажном или скачать в электронном виде; с другой, нужно обладать достаточными ресурсами для входа на сам рынок. Поэтому сейчас мы ищем инвестиции: не имея денег, нам будет сложно завоевать значимую долю рынка.

- А на какие средства существовал проект все это время?

- Мы развивались «бутстрэппингом» — вкладывали в начальную разработку и затраты после запуска проекта собственные деньги. В конце февраля 2010-го мы приступили к технической реализации, частично сервис заработал в середине лета. Но для качественного шага на следующий уровень своих средств уже не хватает.

- Наверное, чтобы убедить инвестора вложиться в проект, иметь в багаже одного большого заказчика недостаточно?

- Сейчас нас больше волнует нехватка ресурсов. Она вызвана как раз тем, что интерес со стороны крупных заказчиков есть. Мы не могли мечтать, что такой резкий рост наступит всего через полгода после запуска сервиса.

Мы работаем над расширением базы партнеров. Сейчас есть возможность посотрудничать с Русской Православной Церковью. РПЦ выходит в интернет; недавно, например, открыла официальный YouTube-канал. Пока мы обсуждаем возможные варианты сотрудничества. Спрос на церковную литературу стабилен. В то же время, совместные проекты помогут Prondo выйти за пределы Москвы, стать узнаваемым в других городах и регионах, завести новые партнерства. Так, я уже презентовал проект на тематической областной выставке в Ульяновской области; там нас заметили телевизионщики, даже пригласили на ток-шоу, посвященное будущему печатной продукции.

- Вы стали первым из слушателей RMA, представлявших свои проекты на Рабочих Выходных Harvest. Что это дало Prondo?

- В феврале 2010-го RMA и GreenfieldProject начали информационное сотрудничество, и я узнал о таком мероприятии. Самое важное — там я наконец-то смог найти технического специалиста, который взялся за программирование. Вместе мы начали реализацию проекта. Мероприятие помогло прояснить массу деталей, которые при плотной работе я упустил из виду, но которые бросились в глаза экспертам и участникам Рабочих Выходных. Внимание профессионалов к тому, что я делал, заставило меня поверить в проект и начать относиться к нему серьезнее. Результат перед вами.