Истории успеха
Анатолий Нефедов, промоутер иностранных артистов в Rock'n'Rocket
"До этого я часто соприкасался с промоутерской деятельностью, но не имел четкого представления об индустрии. Концерт западных рок-звезд, который я организовал во время учебы, стал первым самостоятельным шагом в мире музыкального бизнеса. Но он не состоялся бы, не будь рядом преподавателей RMA..."
30 апреля команда Rock’n’Rocket, промоутером в которой работает выпускник образовательной программы «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA Анатолий Нефедов, провела свой первый большой фестиваль. Организаторы, специализирующиеся на вечеринках и концертах для поклонников инди- и альтернативного рока, собрали по-европейски сильный состав исполнителей (россияне TOTR, британцы 22-20s и «гвоздь программы» - шведы Mando Diao) и заявили – это только начало.
«Застрельщиками» на фестивале выступили TOTR – российская группа, «разогревавшая» аудиторию перед недавним концертом Deep Purple в Санкт-Петербурге. То, что молодая команда делила сцену с «монстрами рока» - далеко не случайность, ведь ребята исполняют музыку в стиле хард-рока 70-х. Правда, на Rock’n’Rocket они показали, что среди их кумиров не только Deep Purple: соло в одной из композиций гитарист исполнил зубами – в лучших традициях Джимми Хендрикса.
Отыграв программу, TOTR уступили место 22-20s. Прямолинейность, современность и простота – главные козыри британской четверки, которая обрела популярность после выхода первого же своего альбома, успела распасться, воссоединиться, записать второй диск и вот, наконец, доехала до Москвы. Как отмечали в интервью музыканты, после этого концерта они вновь собираются засесть в студии. Так что перед долгой разлукой со сценой 22-20s выдали по-настоящему «убойную» программу, включив в нее только хиты. А, закончив выступление, отправились на танцпол: гитарист приготовился снимать выступление Mando Diao на камеру мобильного, а один из его коллег ходил по залу, раздавая визитки группы.
Но дружелюбие англичан померкло перед профессионализмом хедлайнера – опытных Mando Diao, имеющих за плечами пять студийных альбомов и участие в MTV Unplugged. За 15 лет, что существует группа, ее участники отлично освоили искусство общения с залом. Уроженцы «страны социализма с человеческим лицом», шведы не забыли о Первомае, посвятив одну из композиций рабочим. После такого «реверанса» равнодушных к музыке группы точно не осталось, а на финальной Dance With Somebody зал просто бушевал. В общем, недовольных в клубе Milk в этот вечер не было.
Организаторы тоже, похоже, остались довольны. Выпускник группы ШБ-19 и, по совместительству, промоутер, привозивший Mando Diaо и 22-20s, - Антатолий Нефедов рассказал сайту RMA о том, как концерт чуть не оказался под угрозой срыва, какие российские группы имеют шанс попасть с помощью Rock’n’Rocket на Запад, а также анонсировал планы по проведению крупного гранж-фестиваля, посвященного 20-летию выхода культового альбома Nevermind от Nirvana.
- Этой вечеринкой мы заявили, что вышли на новый уровень. Если до этого полтора года Rock’n’Rocket проходили на небольших площадках (а начиналось все и вовсе с баров и нескольких десятков человек), то сейчас мы доказали, что можем собрать группы и публику на полноценный фестиваль. Точнее, почти фестиваль… Изначально планировалось, что компанию TOTR, 22-20s и Mando Diao составят Black Box Revelation – очень перспективный дуэт гитариста и барабанщика из Бельгии, «новые White Stripes». К сожалению, из-за вмешательства третьей стороны, бельгийцы приехать не смогли.
Но в остальном все прошло гладко. Мы твердо решили не экономить на звуке и сумели добиться качества, редкого для Москвы, - сами музыканты нас хвалили. Да, мы не выиграли в финансовом плане, но по остальным параметрам точно оказались «в плюсе».
Сколько времени заняла организация этого фестиваля?
- Идея сделать большой фестиваль и положить его в основу моей дипломной работы пришла мне в октябре 2010-го. В принципе, группы я выбрал из своего плей-листа, но хотелось, чтобы за их совместным выступлением стояла какая-то «фишка», идея. Я представил, как это будет выглядеть, прикинул, каких ресурсов потребует. Насчет клуба сомнений не было – в Москве всего несколько площадок, рассчитанных на 2-3 тысячи человек, мне нравится работать с Milk Moscow.
И началось: стал искать выход на группы, договариваться о датах, размере гонораров. Западные артисты всегда работают через агентов, посредников между промоутером и менеджментом группы. Сначала нужно договориться с агентом, заранее перевести на депозит деньги – группа получит их уже после концерта. А затем он свяжет с тур-менеджером, с которым предстоит обсудить бытовые условия, райдер и кучу прочих вещей.
Основные проблемы возникли с финансированием. Но в начале марта у нас появился инвестор…
Неужели кто-то готов вкладывать деньги в инди-вечеринки в России?
- Да, хотя для многих это станет открытием. Оказывается, есть те, кто готов поддерживать это движение у нас.
Итак, инвестор вдохнул вторую жизнь в идею…
- В принципе, я уже описал весь процесс. Путь от идеи к реализации занял у меня полгода. Я бы хотел сказать спасибо RMA и нашему преподавателю Ирине Щербаковой - без нее и ее агентства Caviar Lounge подготовка была бы практически невозможной. Можно сказать, этот концерт - мои первые самостоятельные шаги в индустрии. И я убедился, что хочу заниматься по жизни именно этим. Ведь, по сути, промоутер – тот же продюсер, на нем завязано все.
С позиции этакого продюсера не советовали группам, какие композиции включить в сет-лист? Все-таки, Вы знаете местную публику, а те же 22-20s были в России впервые…
- Нет, мы работали с профессионалами, которые сами знают, как лучше построить свое выступление. Думаю, промоутер не имеет права вмешиваться в эти дела. Да, теоретически, у нас была возможность о чем-то очень мягко попросить. Но, повторю, группы сами определяли сет-листы в день концерта.
Апрельский Rock’n’Rocket стал для Вас первым самостоятельным проектом. А как Вы попали в индустрию?
- Это всегда было где-то рядом: я знал людей, которые вращались в сфере музыкального бизнеса, имел возможность наблюдать за их работой. И однажды решил попробовать свои силы. Параллельно я пошел учиться на программу «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Не только за знаниями, хотя, конечно надо структурировать то, чего я нахватался; мне нравится, что я вижу здесь людей, работающих в отрасли, могу общаться с ними.
Вы не привлекали других слушателей RMA к организации фестиваля?
- У нас была идея сделать яркое пре-пати – такой концерт в стиле The Beatles на крыше «Дождя». Но менеджмент телеканала был занят другими вещами, так что масштабного события не получилось. Если бы делали его, обязательно отдали бы «на откуп» студентам факультета «Менеджмент в шоу-бизнесе» – у нас попросту не было бы времени подготовить его самим. А 30-го числа мы, можно сказать, стажировались сами – концерты такого уровня мы делали впервые.
Расскажите о том, кто эти «мы». Кто такие Rock’n’Rocket, как Вы оказались в их числе?
- Заниматься этим проектом начинали мои друзья – Виталий Зимин (промо-группа Stop The Silence) и Никита Голов (DJ Mike Green). Ну и, конечно, Михаил Потапов – художник, который создал и создает визуальный образ Rock’n’Rocket. Им пришла идея сделать отдельный мини-бренд Rock’n’Rocket, который объединил бы все их мероприятия – концерты, фестивали, вечеринки, где звучат инди-рок и альтернативная музыка. Я присоединился к ним не сразу, так что идея и концепция – не мои. Но меня подкупило, что ребята готовы были заниматься этим даже в убыток; а Никита так вообще ушел с основной работы, чтобы целиком посвятить себя проекту. Главное для них – познакомить людей с новой музыкой. Той, что популярна и уже стала мейнстримом на Западе, но пока известна единицам у нас.
То есть это хобби или Вы планируете жить за счет этого?
- Конечно, нам хотелось бы зарабатывать этим. Но сейчас деньги – не первоочередная задача. Я считаю: ничего, если потеряем сегодня – окупимся завтра.
А можно ли в России заработать на рок-музыке, особенно такой специфичной?
- Думаю, это возможно. Но для этого нужно воспитывать аудиторию: все-таки, правильно, мы занимаемся довольно нишевой музыкой. Имея возможность сравнивать концерты в России с европейскими, я замечаю, насколько люди там активнее; на Западе даже почти неизвестная команда может рассчитывать, что публика придет на ее выступление. У нас еще не сложилось такого сообщества, как у тех же металлистов, которые с готовностью пойдут на любой концерт.
Да, в инди-тусовке это появится не сразу. Но на тех же The Kooks яблоку было негде упасть, хотя группа – далеко не ведущая в этом жанре. Главное, есть какие-то подвижки. Как вы думаете, зачем артистов возят в Питер или Екатеринбург? Ведь, за исключением Москвы, вы нигде не окупите затраты на организацию. Промоутеры рискуют как раз ради этого – чтобы все на замыкалось на одной только столице.
На что лучше делать ставку: привоз иностранных групп или представление публике местных команд?
- Мы стараемся заниматься всем одновременно. Скорее, даже так – ставить наши группы, поющие на английском, в связке с более популярными западными. Думаем, это хороший опыт для российских музыкантов, и он способствует их узнаваемости. Сейчас мы решили пойти чуть дальше: вывезти несколько групп, которым хотим помогать, на европейские фестивали. В первую очередь, хотим посмотреть на реакцию профессионалов и публики – понять, действительно ли наши команды хороши, или это так только нам кажется. Мне бы хотелось, чтобы свои силы в Европе попробовали TOTR и One Gin Please.
А как вы вышли на организаторов фестивалей в Европе?
- Ну как же… Во-первых, недавно на встречу со слушателями RMA приезжал Джон Макилдоуи, основатель фестиваля The Great Escape. Во-вторых, общаясь с агентами и менеджерами зарубежных групп, мы также находим какие-то зацепки. Мне кажется, индустрия держится на энтузиастах, тех, кто любит эту музыку и готов пробовать что-то новое. Такие люди узнают наше мнение о российских группах, просят демо-записи, готовы помогать в организации туров.
С Европой понятно. А есть планы по организации новых фестивалей в России?
- На осень мы готовим гранж-вечеринку - и это будет действительно большое событие, посвященное юбилею пластинки Nevermind (Nirvana) и знаменитому лейблу Sup Pop. Как я слышал, этим летом в Москве должна открыться пара клубов на 5-7 тысяч человек. Интересно будет поработать с ними.