Новости
Выбор факультета
02 мая 2012

Детская болезнь крутизны

Портал Restoranoff.ru публикует очередную авторскую колонку Олега Назарова, в которой известный ресторанный критик, промоутер, писатель и преподаватель программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» рассуждает о пристрастии некоторой части отечественных рестораторов к неуместному пафосу и бессмысленному гламуру, и на конкретных примерах доказывает, что до добра подобные наклонности не доводят. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Как психологи объясняют то или иное человеческое поведение? Очень просто —все из детства. Взять, допустим, злого и грубого Бармалея. Психолог сразу скажет: оттого, мол, у него гадкий характер, что в детстве с парнем плохо обращались. Папа-Бармалей был пьяницей и не занимался ребенком; злая мачеха била тапком по голове. Вырос Бармалей и стал своим поведением компенсировать детские обиды... А теперь поглядим на Бабу-ягу. Девушка с бородавкой на носу в детстве явно недополучила мужской любви и соответствующих гормонов. Вот и пытается то Иванушку голым в котле сварить, то с Аленушкой чем-то непотребным заняться. И так далее.

Но мне кажется, что этот принцип — все из детства — можно распространить и на объяснение поведения целых поколений.

Росло, к примеру, поколение нынешних активных бизнесменов в гнетущей атмосфере советского застоя, когда кругом одна серость и все одинаково бедные и затюканные... А потом шлюзы открылись. И пошла-поехала компенсация детских страхов и комплексов. Майбахи-шмайбахи, патеки-нарданы и улиссы-филиппы, замки в готическом стиле в деревне Грязь, бриллианты в зубах... Самые употребимые эпитеты девяностых — элитный, эксклюзивный, ВИП. Наше поколение истово стремилось доказать всему миру, что оно не хуже заграничного. Йес!

То же наблюдалось и в ресторанном бизнесе полуторадесятилетней давности. Чтобы в ресторан ходили, он должен был быть дорогим. С кухней обязательно высокой и французской. И желательно, чтобы это был не просто ресторан, а полузакрытый клуб, куда собираются только «свои». Были ли такие проекты успешными? Были, конечно, ибо соответствовали публике своего времени. Клуб «М...», ресторан «А...», ресторан «К...». Но время идет, ситуация меняется, вместе с ней дрейфует менталитет общества, а детская болезнь крутизны у многих рестораторов приняла, похоже, хронический характер.

Не так давно, скажем, пригласили меня поговорить о продвижении нового ресторана «С...». Создан в Москве известным питерским бизнесменом. Я прихожу, смотрю меню. Мамочки, опять высокая французская кухня! «Разве вам не известно, что она с трудом приживается на отечественной почве?» — спрашиваю управляющего. «Ну, у нас в Питере похожий ресторан имеется, и все вроде ничего», — отвечает. Дальше смотрю на цены — спаси и сохрани! «Сколько же у вас средний чек?» — «Четыре тысячи без алкоголя». — «На кого же вы с такой кухней и такими ценами рассчитываете?» — стало мне и впрямь интересно. «Так мы уже почти триста клубных карт раздали! — говорит. — В Госдуме, в Совете Федерации, людям из Администрации Президента...». «То есть, — уточняю, — если иду я по улице и вдруг проголодался, захожу в ваш ресторан, а клубной карты у меня нет, меня что, не пустят?». «Конечно, нет! Наш ресторан ориентирован на серьезных людей, на элиту политики и бизнеса, чтобы они могли без лишней суеты повстречаться, пообщаться...».

А теперь, дорогие товарищи, угадайте с одного раза, сколько прожил ресторан «С...» на московских просторах? Тем, кто гадать не хочет, подскажу — 7 (семь) месяцев. Даже сенаторам из Совфеда такие места сегодня не нужны.

Другой пример…

Читать дальше…

Все новости >