Заметки на салфетках
Портал Restoranoff.ru публикует очередную авторскую колонку известного ресторанного критика, промоутера и преподавателя программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA Олега Назарова. В нем он делится с читателями наблюдениями, накопленными в ходе многочисленных поездок по российским городам и весям и анонсирует выход своей новой книги. Предлагаем этот материал вашему вниманию.
У меня дома висит карта России, и я флажками отмечаю города, в которых побывал с семинарами. В этом году новые флажки гордо возреяли над Якутском, Сыктывкаром и Ставрополем, а впереди еще Уфа, Липецк, Иваново… И везде — встречи с рестораторами, беседы и, чего уж скрывать, застолья. Очень часто во время этих встреч-застолий в голову приходят какие-то оригинальные мысли. Можно, конечно, попытаться их запомнить, но далеко не всегда мозг, измученный не только нарзаном, справляется с этой задачей. А что имеется под рукой в ресторане, пригодное для записи на нем нескольких слов? Только салфетки.
Так у меня скопилось немало салфеток с обрывочными записями тех или иных мыслишек. Что-то из них потом преобразовалось в статьи, а парочка — даже в книги. Но большинство так и осталось соображениями на один-два абзаца. И вот, перебирая разнообразные бумажки, раскиданные на столе в творческом беспорядке, я решил отправить всю эту салфеточную макулатуру в мусорное ведро. Но предварительно свел некоторые записи в одну колонку — не пропадать же добру! Довольно пестро, конечно, вышло, но рекомендую эту публикацию и рассматривать как салат из непричесанных мыслей.
…Позиционирование заведения очень часто осуществляется в заявлении формата. Скажем, «ресторан» — это что-то дорогое, «кафе» — дешевое. С помощью того или иного позиционирования рестораторы специально понижают или повышают уровень заведения, чтобы удовлетворить потребности публики. Скажем, в Москве нередко самые дорогие места именуются «кафе», дабы заранее не отпугивать публику «ресторанными» ценами. А в провинции, наоборот, кошмарные по столичным меркам затрапезные шалманы часто называются «ресторанами», так как для периферийного потребителя очень важно повышать свою самооценку, придя именно в ресторан, а не в кафе…
…В последнее время стали появляться новые определения форматов. Это связано частично с желанием объединить в одном заведении сразу несколько концепций, частично просто с оригинальничанием. Скажем «рестоклуб» подразумевает, что заведение днем работает как ресторан, а вечером как клуб. Случаются «гастропабы» — это означает, что вдобавок к обильному алкоголю гостя ожидает очень вкусная еда. Иногда заведение может определяться вообще неожиданно, например, все чаще встречаются места, заявляющие себя просто как «пицца, суши, стейки». Или «коктейли, танцы, караоке»…