Новости
14 декабря 2012

Экспертиза и оценка предметов искусства

Слушатели факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA побывали в закрытой технологической лаборатории компании «Арт Консалтинг» и узнали о том, как всесторонне исследовать произведения искусства, а также определять их стоимость. Занятие для них провели эксперты лаборатории Андрей Николаевич Борисов и Вилена Николаевна Киреева, а также искусствовед и директор по развитию компании Ульяна Доброва.

ООО «Арт Консалтинг» – независимая компания, основная сфера деятельности которой заключается в проведении комплексной экспертизы и оценки произведений искусства и антиквариата. Ее уникальность заключается не только и не столько в том, что именно здесь определяется стоимость объектов бесценных по своему значению, а в том, что компания первая на российском рынке разработала и запатентовала уникальные методики определения возраста произведения искусства, а также принципы их оценки, признанные Британским рынком перестрахования Ллойдс (Lloyd’s of London) при страховании искусства и антиквариата из российских коллекций.

Эксперты компании и лаборатории, организованной на ее базе, рассказали слушателям RMA о том, что такое технико-технологическая экспертиза и как происходит оценка искусства, в том числе современного.

Технико-технологическая экспертиза произведений искусства

В основе технико-технологической экспертизы лежит анализ материалов, из которых сделана картина: основы, грунта, красочного слоя картины – позволяет определить время ее создания по датирующим признакам.

Руководитель лаборатории Андрей Николаевич Борисов: «Технико-технологическая экспертиза требует использования высокоточного оборудования. Первоначально картину исследуют в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

Исследование картины в ультрафиолетовых лучах позволяет различить оригинальные и реставрационные слои, указывая сотрудникам лаборатории, где именно брать пробы для дальнейших исследований. Краски под действием ультрафиолета светятся по-разному, выдавая разницу в возрасте красочных слоёв.

Инфракрасные лучи позволяют увидеть разметку или нижележащий рисунок, выполненный графитосодержащими материалами, такими как карандаш, уголь и др. Случалось, что в инфракрасном свете проявлялась сетка координат, с помощью которой поддельщик копировал мастера или скрытую под верхним красочным слоем нижележащее изображение или подпись. В этом случае, можно предположить, что перед нами не оригинал. Конечно, сейчас такие «промахи» поддельщиков встречаются все реже, но мы их сразу обнаруживаем».

Научный руководитель Вилена Николаевна Киреева: «Технико-технологическая экспертиза живописи прошла долгий и непростой путь развития. Ее усилия были направлены на изучение материалов и технологических приемов живописи всех времен и народов. К началу ХХ века благодаря техническому прогрессу в науке и технике были разработаны методы исследования материалов произведений искусства. Однако многие годы, прежде чем было преодолено недоверие к ним со стороны искусствоведов. Лишь после окончания Второй мировой войны технико-технологические исследования начинают занимать значительное место в изучении произведений искусства, позволяя подтвердить или опровергнуть данные стилистического анализа. В настоящее время новые возможности физики и химии, совершенствование приборного парка, позволяют проводить более глубокие исследования техники живописи и материалов, использованных при создании произведения искусства.

киноварь                                                                              кобальт

Получение объективных сведений о материалах, использованных в произведениях живописи и прикладного искусства, в сочетании со знаниями о времени их внедрения в художественную практику позволяют определить нижний возрастной предел создания произведения. Так, например, цинковые белила как художественная краска стали применяться в европейской живописи только после 1850 года, а титановые белила в форме рутила в составе масляной краски только с 1937. Кроме неорганических материалов огромное значение в современной технико-технологической экспертизе отводится изучению связующих материалов живописи. Методики разработанные ООО «Арт Консалтинг» позволяют не только идентифицировать связующее использованное в живописи, но и определить возраст масляного связующего примененного в красочном слое.

Особенно важно при исследовании пигментов живописи использовать микроскопию в проходящем и проходящем поляризованном свете. Именно этот метод позволяет, используя минимальные пробы, получить большой объем информации как о составе красочных смесей, так и о морфологических признаках отдельных компонентов, имеющих одну химическую природу.

Именно кристаллооптический метод позволяет, например, отличать спектральный кобальт от обычного и различать рутильные и анатазные титановые белила – пигменты имеющие одинаковую химическую природу, но разные кристаллические формы».

Еще один метод технологической экспертизы, который иногда дает самые непредсказуемые и интересные результаты – рентгенография. «Никогда заранее не знаешь, что покажет рентген, – отмечает специалист по рентгенографии лаборатории ООО «Арт Консалтинг» Алёшин Владимир Анатольевич. – Иногда под видимым слоем проявляются неожиданные детали, по которым можно проследить, как художник менял композицию произведения, а иногда обнаружить еще одну картину, которая не обязательно принадлежит тому же мастеру. Много информации можно получить при сравнении рентгеновских снимков исследуемой картины с эталонными рентгеновскими снимками картин художника».

Одна из самых громких историй за последнее время, связанных с рентгенографией произведений искусства, связана с картиной Винсента Ван Гога «Натюрморт с полевыми цветами и розами». Картину обнаружили в запасниках музея Кроллер-Мюллер в Нидерландах, однако многие эксперты подвергали сомнению ее авторство, ссылаясь на необычный для Ван Гога стиль живописи и нестандартный размер холста. Доказать принадлежность картины кисти известного нидерландца удалось только при помощи высокоинтенсивного рентгена, в лучах которого проявилась скрытое под верхним слоем изображение двух борцов. Пигменты, использованные при создании работы, а также и специфические мазки указали на то, что «Борцы» принадлежат кисти Ван Гога. Кроме того искусствоведы обнаружили упоминание картины с борцами в одном из писем Винсента к своему брату Тео, которое было написано в период обучения Ван Гога в Королевской академии художеств в Антверпене. Таким образом, рентген помог искусствоведам атрибутировать полотно.

«Конечно, технологическая экспертиза дает ответы на многие вопросы, касающиеся датировки и атрибуции произведения искусства, – отметила Вилена Николаевна. – Однако последнее слово всегда остается за искусствоведом. Только он может, опираясь на технологическую экспертизу, дать окончательный ответ на вопрос, принадлежит данная картина кисти этого художника или нет».

Оценка произведений искусства

Заключение технико-технологической экспертизы часто является базой для искусствоведческой экспертизы, а в дальнейшем используется при оценке произведения искусства.

«Деятельность оценщика не столько связана с искусством, как это может показаться, сколько с бухгалтерией», – отметила искусствовед и директор по развитию компании Ульяна Доброва.

Оценщик не только устанавливает цену на то или иное произведение, но что более важно, создает оценочный отчет, который должен соответствовать требованиям законодательства «Об оценочной деятельности» РФ и, в особых случаях, международным нормам и стандартам оценки.

«Часто возникает справедливый вопрос: почему одна картина стоит дороже, чем другая? Дело в том, что конечная цена произведения искусства зависит от множества факторов. Арт-рынок устроен по принципу бренда. А соответственно, рейтинг этих брендов во многом опирается на сложную структуру исторических оценок тех или иных авторов. Неслучайно существует понятие о месте художника в истории.

Если имя художника представляет собой раскрученный бренд, то его окружение, последователи, подражатели и ученики как бы подтягиваются к нему по цене. Брендом могут быть художественные объединения, такие как «передвижники» или «Мир искусства». И даже если в их списке числятся вполне посредственные художники, их работы все равно могут стоить очень прилично только из-за сопричастности бренду.

Случается и наоборот: когда работы выдающихся художников не известны широкой публике и не продаются на аукционах, в этом случае цены могут быть неоправданно низкими. Работа с такими мастерами должна быть очень тонкой и искренней. Чтобы повысить цены на таких художников, говоря рыночным языком, раскрутить бренд, необходимо обладать тонким вкусом и чутьем, на что обычно и зачастую обоснованно претендуют галеристы и арт-дилеры».

Кто может быть оценщиком произведений искусства? Только специалист, работающий по понятной и проверяемой методике, имеющий членство в саморегулируемой организации, диплом об оценочной деятельности и страхование своей ответственности.

Как происходит оценка? В России существует всего две методики оценки произведений искусства. Первая была разработана специалистами «Арт Консалтинг» и базируется на принципе совместной работы финансового аналитика и искусствоведа. Авторство второй – методики экспертной оценки – принадлежит А. Рождественскому.

Методика «Арт Консалтинга» предполагает использование нескольких методов в рамках сравнительного подхода.

Сравнительный подход сводится к подбору аналогов произведения искусства, которые уже были проданы на аукционах. Аналогом может выступать произведение, сходное с объектов оценки по материальным, искусствоведческим и другим признакам. Результаты оценки непременно учитывают экспертное мнение.

«Мир искусства – это строгая иерархия, где высшую ступень занимает экспертное сообщество, – поясняет Ульяна Доброва. – В рамках деятельности нашей компании мы постоянно сотрудничаем с ведущими экспертами, входящими в НОЭКСИ (Некоммерческую организацию экспертов в области искусства). Помимо нее существуют МКААД (Международная Конфедерация антикваров и дилеров) и АИС (Ассоциация искусствоведов).

Используя этот подход важно привлекать действительно авторитетных экспертов, знакомых не только с информацией об открытых продажах, публикующейся в СМИ и рейтинговых агентствах, но и присутствующих и проводящих закрытые сделки и продажи. К сожалению, это особенность российского арт-рынка, когда на поверхности виден лишь небольшой айсберг аукционных торгов, а все остальные торги происходят в частном порядке».

Как оценивать современное искусство?

Помимо интенсивной работы с живописью и антиквариатом, компания «Арт Консалтинг» участвовала в оценке совсем молодого современного искусства, которого нет на рынке, о чем слушателям RMA рассказала Ульяна Доброва. «Для оценки современного искусства применяется критический подход. Ценность работы в этом случае складывается из нескольких факторов: известности художника, его оценки критиками, периодичности его выставок и значимости площадок, где они проходят, уникальности работы и наличия авторских копий. Плюс к этому, учитывается средняя цена картин других актуальных художников (до 35 лет), чьи произведения имеют открытые прецеденты продаж. Исходя из этих принципов, получается, что нижняя планка цены для современного художника, работающего в зоне актуальности, составляет €1000».

Все новости >