Проездной формат
Цивилизованный общепит на автотрассах, соединяющих крупные города, – привычный формат на Западе и пока еще редкий для России. Однако на наших дорогах есть профессиональные игроки, готовые обеспечить пищевую безопасность и предложить водителям разумный баланс цены и качества. Специфику придорожного бизнеса читателям «FoodService» взялся приоткрыть Андрей Кондрашин, выпускник факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» совладелец компании «Викон», управляющей кафе и ресторанами на трассе Москва–Нижний Новгород. Предлагаем этот материал вашему вниманию.
Справка. Андрей Кондрашин. Cовладелец компании «Викон», потомственный ресторатор, бизнес-тренер, основатель проекта Сafeprofit.ru. Специалист по ресторанному маркетингу и внедрению малозатратных инструментов увеличения прибыли. Окончил Высшую школу экономики по специальности «менеджмент», бизнес-школу RMA по специализации «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии». Имеет опыт работы в московских (сеть кафе-пекарен «Хлеб насущный», кафе «Жан-Жак», бары «Огонек», «Фишка») и региональных заведениях.
Что мы представляем, когда слышим слова «придорожное кафе»? Чаще всего на ум приходит образ перекошенного ржавого ларька с выцветшей вывеской. Лучшее, чего ждешь от таких заведений, – не отравиться. Справедливости ради стоит заметить, что этот стереотип сформировался не?на пустом месте: таких безликих кафе действительно предостаточно и?по сей день. Вероятно, это связано с?невысокой конкуренцией и со сравнительно низкими барьерами входа, которые привлекают в сегмент предпринимателей, не имеющих опыта в?ресторанном бизнесе.
Особенно это?касается представителей восточных диаспор: многочисленные сомнительные шашлычные, чебуречные переполняют главные дороги России. Тем не менее есть хорошие новости: не все придорожные заведения такие. На трассах появляется все больше мест, где люди могут не только вкусно поесть, но и по-настоящему расслабиться после утомительной многочасовой дороги: отдохнуть в уютной атмосфере, воспользоваться бесплатным wi-fi, посетить, в конце концов, всегда чистый и?бесплатный туалет.
Наша компания «Викон» уже 19 лет занимается открытием придорожных заведений по трассе М-7 (Москва?–Нижний Новгород), и за это время мы накопили весьма солидный опыт, частью которого я постараюсь поделиться с?вами в этой статье. Сразу скажу, придорожные кафе – весьма жесткий бизнес со своей спецификой, разительно отличающийся от заведений в городе. Сегмент придорожных кафе в России очень далек от насыщенности практически на всех федеральных трассах. Можно посчитать по пальцам крупные компании, которые уделяют этому бизнесу должное внимание. И это при том, что сегмент достаточно емкий и?на протяжении последних пяти лет стремительно растет.
Подавляющее большинство игроков на рынке – одиночные заведения с невысоким уровнем сервиса. Так что конкуренция в?целом низкая. Полагаю, предпринимательская пассивность в придорожном бизнесе связана прежде всего с куда большим количеством сложностей при?открытии и обслуживании объекта, нежели в сегменте городских кафе.
Специфика аудитории
Успешное придорожное заведение, обладающее необходимыми ресурсами, может привлечь сразу несколько групп гостей. Каждая из них имеет свои яркие особенности и потребности.
1. Дальнобойщики. Пожалуй, самая массовая категория на загруженных трассах. Дальнобойщики проводят много времени за рулем, перевозя грузы на тысячи километров, и фактически живут в своих автомобилях. Поэтому для придорожного кафе будет огромным преимуществом, если на?территории возле него будут созданы комфортные условия не только для?питания водителей. Многим дальнобойщикам хочется еще иметь возможность побриться, принять душ и?даже постирать свои вещи.
Есть одна очень важная особенность дальнобойщиков – активное использование рации. Водители постоянно общаются между собой, в том числе делятся мнениями о том или ином заведении. Эффективнее любых социальных сетей! Слушайте их волну и получайте реальные отзывы о своей работе. Рация?– мощный источник информации, который может сыграть как за, так и против вас. Многие придорожные кафе и магазины стараются использовать радиочастоту дальнобойщиков для трансляции своей рекламы. Логичный, казалось бы, ход. Но практика показывает, что подобный «спам» вызывает крайне негативную реакцию со стороны водителей. Хуже, чем почтовый ящик, заваленный рекламой пластиковых окон и стальных дверей. Они скорее будут бойкотировать ваше кафе из-за такой «рекламы», чем?ехать туда.
Однако рекламироваться с помощью рации можно и нужно. Водители доверяют реальным отзывам своих коллег, поэтому, если вы заставите дальнобойщиков говорить о своем кафе, получите эффективнейшую рекламу в подарок. К?сожалению, антиреклама от неудачного обслуживания работает еще?эффективнее. Словом, рация – отличный стимул работать на стабильно высоком уровне и стремиться приятно удивлять гостей, чтобы о вас говорили.