Глобализация экспансии
Портал Restorsnoff.ru публикует очередную авторскую колонку главы агентства «РестКонсалт», совладельца ресторана Meat&Fish, сетей «Пять звезд», Lizarran и «Кантина Мариачи», преподавателя факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Сергея Миронова. В нем он рассматривает возможность развития столичных ресторанных проектов в регионах и оценивает плюсы и минусы такого рода деятельности.
В Москве ресторанному бизнесу с каждым годом приходится все труднее. Скорость возврата вложенных средств, делающая его таким привлекательным для инвестирования, стремительно падает. Если раньше сроки окупаемости удачных проектов с лихвой компенсировали предполагаемые риски, то сегодня все обстоит по-другому. Существенно возросли практически все расходы. Заработную плату «подстегивают» постоянные гонения со стороны миграционного законодательства. Себестоимость продуктов в результате очередных санитарно-эпидемических ограничений стремглав взлетает, а после их отмены не сильно стремится вернуться обратно. Ну и, конечно, особенно наболевшая тема — ставка аренды.
Развивая сетевые рестораны Lizarran, Cantina Mariachi и Meat & Fish, мы столкнулись с тем, что за последние три — пять лет ставка аренды выросла более чем в три раза. При этом за тот же период наши заведения подняли цены не более чем на 15 процентов. Создается впечатление, что Москва скоро окончательно станет городом только для арендодателей.
Вместе с тем, плотно сотрудничая с регионами, я обратил внимание на интересную особенность. Цены в меню там не намного ниже московских, но при этом стоимость аренды меньше как минимум раз в пять. Поэтому само собой напрашивается логичное решение — идти развиваться в регионы.
Но не все так просто. Открывать, а тем более управлять рестораном дистанционно — очень сложная задача, которая требует дополнительных расходов и, соответственно, увеличивает стоимость проекта.
С чем это связано?