Новости
Выбор факультета
07 февраля 2014

Осторожно, художники!

Портал Restoranoff.ru публикует очередную авторскую колонку известного ресторанного критика, промоутера и преподавателя программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA Олега Назарова. С удовольствием предлагаем этот материал вашему вниманию.

Я уже писал как-то об уродливости всего того, что именуется «российским ресторанным бизнесом». Не потому, что сами рестораторы плохие (хотя и среди них странные товарищи встречаются), а в силу объективных причин. Завышенные ставки от кровопивцев-арендодателей, ненасытность контролирующих органов, расплодившихся, словно вши во время войны, низкое качество продуктов, из которых создать кулинарный шедевр порой так же проблематично, как смастерить «Бентли» из «Лады-Приоры»…

Но все это факторы внешние. Сомневаться в людях, непосредственно делающих нам вкусно и пьяно, до сих пор не приходилось. Беда пришла, откуда не ждали. Со стороны, всегда считавшейся самой сильной в отечественном общепите, — кухни и людей, ее возглавляющих.

Вот смотрите, какая основная задача шеф-повара в ресторане? Правильно — готовить вкусные блюда, которые потом будут с удовольствием заказывать гости. Желательно при этом, чтобы у данных блюд была не слишком высокая себестоимость, дабы владелец заведения, даже не перебарщивая с торговой наценкой, смог остаться в прибыли. До недавнего времени так и было. Шефы, не жалея живота своего, трудились на благо общего дела.

Но вот что-то произошло во Вселенной — то ли взрыв на Солнце случился, то ли планеты выстроились в одну линию, — но менталитет многих наших шефов в последние два-три года претерпел существенные изменения. Они будто забыли о своем изначальном предназначении и обрели новую цель — не накормить вкусно гостя, а заявить о себе.

Может, конечно, космические изменения тут ни при чем, а просто начитались наши шефы про знаменитых шеф-поваров Запада, ну и крышу у них снесло. Почувствовали ребята себя творцами, художниками, призванными в наш грешный бесфантазийный мир его удивить и украсить... И променяли шеф-повара цель готовить вкусно на гораздо более прозаическую — пропиарившись, набить собственные карманы, а дальше хоть трава не расти. Вполне, кстати, в духе общих тенденций современного российского общества.

Тому немало способствовало развитие интернета и социальных сетей. Посмотрите, к примеру, у кого наибольшее количество друзей в Facebook? Скажу: у бесчисленного количества шеф-поваров, с утра до вечера постящих на своих страницах фотографии блюд, ими изобретенных. И чем необычнее будут сии фотографии, чем экстравагантнее использованные ингредиенты, тем считается круче. Мол, вот я какой! Вот что изобрел!..

В результате рождаются на свет такие блюда-монстры, как, например, встреченный мной недавно в сети «филей из говядины в клюквенной глазури со спаржей в портвейне, киноа с овощами, тефтели с сыром, копченым хлебом и соусом из перца и корня петрушки»… Так и хочется спросить создавшего его «творца»: «Друг мой, вы вчера что курили?»

Читать дальше…

Все новости >