Феномен Комма
Портал Restoranoff.ru публикует очередную авторскую колонку известного ресторанного критика, промоутера, преподавателя факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» бизнес –школы RMA Олега Назарова. В ней он высказывает свою точку зрения по поводу творчества Анатолия Комма и звучащих в его адрес замечаний – как восторженных, так и остро критических. С удовольствием предлагаем этот материал вашему вниманию.
В минувшем году Анатолий Комм закрыл свой ресторан «В…», ушел из «Р…», написал о себе книгу и завел аккаунт в Фейсбуке. Поскольку я имею честь быть им зафренженным, то регулярно читаю его посты и слежу за страстями, бушующими в комментариях. Мнения о Комме и его работах абсолютно полярные — начиная с восхищенного лепета и заканчивая грубыми нападками. Первые в основном звучат от людей, бывших гостями ресторанов, где он шефствовал во времена иные, вторые — от коллег по цеху, включая самых известных рестораторов. И аргументы последних, если убрать невежливые обороты, довольно логичные: если ты, мол, такой великий, то почему все твои рестораны закрываются?.. Позвольте вставить и свои 5 копеек в эти дискуссии, кои можно поименовать «страстями по Комму».
Обращаюсь не к фанатеющим от творений Анатолия гостям, ибо сам не вхожу в эту гламурную тусовку, а к людям, имеющим отношение к ресторанному делу. Друзья, товарищи, братья и сестры! Вы зря судите об Анатолии Комме с позиций успеха или неуспеха в ресторанном бизнесе. Если вдуматься, то его работа вообще никак не относится к тому, что называлось на Руси «трактирным промыслом». Вся деятельность нашего маэстро — это шоу-бизнес чистой воды. Просто основой его стала кулинарная активность. Комм с детства, как он пишет, любил угощать полкласса своими пирожными, а для сокурсников устраивал веселые ужины.
Близка, короче, ему эта тема. А могла бы такой темой стать живопись — как у Никаса Сафронова. А могло бы сватовство — как у Розы Сябитовой. А мог бы он танцевать, как Волочкова, или эксплуатировать тему культуризма, как когда-то наш самый раскрученный качок Александр Невский… Занялся бы экстравагантной политикой — получился бы депутат Митрофанов (где он сейчас, кстати?), начал выдавать астрологические предсказания — родился бы Павел Глоба. Главное — первым занять новую нишу и спозиционировать себя в ней «самым-самым». У Лимонова есть роман «Палач», так там некий нищий эмигрант в Нью-Йорке первым начинает двигать тему садо-мазо-оргий — и тоже становится звездой тусовки первой величины.
Без всякого сомнения, начинал свою сегодняшнюю карьеру Комм именно как повар, причем талантливый. Но дальше (он сам пишет в своей книге, которую я, кстати, в отличие от многих его критиков внимательно прочитал с начала и до конца) «пришлось нанять пиар-агентство и стать глянцевым персонажем». В этой оброненной автором фразе — ключ к пониманию сегодняшнего положения вещей. Пиар-проект «Анатолий Комм» из ресторанного бизнеса сразу перешел в шоу-бизнес. И стал раскручиваться именно по законам шоу-бизнеса. А раскрутка эта (поверьте старому пиарщику) — азбучная.
Вот, допустим, яркая деталь — красный берет… Вот обращение «маэстро», которое в ходу у всех официантов коммовской команды… Вот необходимый для таких случаев скандал — олигарху Полонскому (еще одному шоумену, только от строительства) запретили вход в ресторан «Г…»… Вот вызывающая недоумение надменность (как он сам пишет — «аррогантность») Комма… Вот красивая легенда о собственном «мишленовском» заведении в Швейцарии… И, конечно, множество цветных фоток маэстро в разных глянцевых изданиях… Грамотность пиарщиков Комма в том, что они первыми провозгласили Комма не просто талантливым, но великим поваром, который превратил поварское искусство в театр и уже сто лет как признан во всем мире. Ни у Кости, ни у Юры, ни у Сережи не было таких пиарщиков и такого позиционирования…