Новости
19 марта 2015

«Делаем то, что нам интересно»

Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф» и преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, рассказал в интервью The Art Newspaper о том, как идет бизнес в эпоху кризиса и зачем нужны галереи сейчас.

Каково сейчас состояние рынка современного искусства?

Стало хуже. Сейчас состояние рынка стало приравниваться к состоянию середины 1990-х, как бы смешно и грустно это ни было. Но нет тех надежд, которые были в то время. Надежд на то, что здесь все повернется к лучшему. Ни у кого уже, я думаю, иллюзий не осталось.

А какие параметры успеха и неуспеха?

Да вот и параметры изменились. Раньше успешная галерея — это много продававшая галерея. Сейчас никто ничего не продает. Я не один такой (мы, галеристы, стали часто и много общаться внутри собственного маленького кружка, и общие проблемы всем хорошо известны), и, поскольку у всех примерно одинаковое положение, похоже, дело не в нас лично. Дело в том, что рынка не стало вообще. А так — в «Триумфе» идет дикой частоты выставочная работа. Много музейных проектов, много возимся с молодежью разной, в основном талантливой и бойкой. Сейчас успешность или неуспешность галереи — это ее узнаваемость (или ее выставки, если не на своей площадке) и интенсивность взаимодействия с музеями. Это способность финансировать или продюсировать крупномасштабные проекты собственных художников и принимать иностранных художников определенного ранга, работать с международными галереями. В этом плане «Триумф» вполне успешна.

Галереи как будто тоже изменились…

У меня есть готовый ответ. Я думаю, с ним солидаризируются почти все, кто этим занят. Здесь мы собой подменяем некое очень важное институциональное звено, которое где-то еще называется foundation. Это звено, в котором: а) создается смысл, как ни странно, и б) мы продюсируем выражение этого смысла. Раньше мы надеялись еще это продать, сейчас не надеемся вовсе.

Может, слово «продать» тоже смысл поменяло?

Не поменяло. «Продать» всегда значит «продать». Поменять товар на деньги. Сейчас этой возможности нет. А если она есть, то она непрогнозируемая.

Отличие в том, что галерея делает проект за свои деньги, а фонд…

Тоже за свои. Всё всегда за свои. Когда за чужие, это называется по-другому. Это называется государственным учреждением. Вот там за чужие всегда. И часто за чужие как за свои.

Не начинает ли в какой-то момент «дикой частоты выставочная работа» идти во вред галерее: когда уже довольно трудно понять ее профиль, на каком искусстве и каких художниках, собственно, галерея специализируется? Такое впечатление, что «Триумф» стремится перещупать всех курочек и это самоцель.

Нет, здесь все очень понятно, наш выбор вполне описуем. Совершенно не трудно понять, и, если захотеть, нас понять очень просто. У галереи есть несколько «лейблов».

Первый лейбл — это сольные выставки художников первого эшелона, куда относятся авторы типа Бродского, Гутова, AEС + Ф, Виноградоваи Дубосарского — нашей главной четверки, — ну и все большие иностранцы. Плюс мы делаем в год несколько выставок субкультурных художников, которые мне сейчас интересны по каким-то причинам, а вот Емельяну, например, не очень. Это сольные выставки, которые и создают основной наш ритм.

Потом достаточно давно нами разыгрывается серия двойных выставок — так называемый проект Метод, куда мы приглашаем русского художника и ему в пандан иностранного: притворяемся, что мы составная часть всеобщего художественного процесса, а не культурная провинция, заброшенная на годы. Можно сказать, это всегда некое исследование в области изобразительного языка. Таких у нас четыре в году примерно.

Далее есть у нас лейбл Launchpad. Это площадка для коммерческого запуска молодых художников — еще выставки четыре, а то и пять в год. И выставки лейбла, который называется Triumphoto. Ну, мы так плавно пробуем себя в фотографии. Просто потому, что фотография — это огромная часть современного искусства, одна из важнейших медиа, и мы не можем с этим не считаться. В силу тех же причин мы особо работаем с видео: продюсируем, работаем с авторами — в общем, всех поощряем заниматься видео. Для чего содержится студия, где можно сделать постпродакшен, вытянуть любую картинку как надо. Эти возможности предоставляются не только художникам «Триумфа». Были бы идеи. Хотя, честно говоря, мы всегда стремимся увести эти проекты из галереи в публичные пространства: больше зрителя — это главный фактор. Фотовыставки мы стараемся делать этнографические, или, если угодно, антропологические; нам сейчас очень интересно все, что касается визуальной антропологии. И эти выставки делаются под лейблом Research, привлекая для работы с художниками ученых: антропологов, социологов, философов, лингвистов.

Читать далее…

Все новости >