Новости
Выбор факультета
24 апреля 2015

«Слухи о смерти ресторанного рынка преувеличены»

Продуктовые санкции, девальвация рубля и экономический кризис — ресторанный бизнес переживает нелегкие времена. Владельцы заведений урезают расходы, но уверяют, что делают это в интересах посетителей. Рецепты успеха во время кризиса Forbes узнал у авторов громких ресторанных премьер 2014 и 2015 годов.

Анатолий Комм, шеф-повар ресторана Anatoly Komm for Raff House, в прошлом – шеф-повар и совладелец ресторанов «Варвары» и «Русские Сезоны»

Как пережить кризис рестораторам? Во-первых, не экономьте на продуктах. Многие рестораторы начали искать хорошие локальные продукты после санкций, а я — еще восемь лет назад, и за это время удалось найти тех фермеров, работой с которыми я доволен. Поставщики с качественными продуктами есть, и их необходимо поддерживать для того, чтобы сельское хозяйство развивалось.

Во-вторых, задумайтесь об иностранном шеф-поваре. Путешествовать становится все дороже, а российский посетитель ресторана становится более требовательным: мы ездим по миру, получаем новый опыт, в том числе и гастрономический, и уже не согласны дома, как раньше, есть с прежним энтузиазмом условные макароны по-флотски. Блюда от шефа из-за рубежа могут стать возможностью расширить горизонты, не выезжая за пределы Москвы.

В-третьих, боритесь за снижение арендных ставок. Аренда в московском ресторанном мире всегда была головной болью для владельца. Она наряду с себестоимостью и зарплатой персонала является определяющим фактором той цены блюда, которую гость видит в меню. Сейчас рынок недвижимости перегрет по инерции, и некоторые арендодатели держат прежние цены на пустующие помещения, наивно надеясь, что найдутся желающие платить докризисные цены. Но это должно поменяться: начнется совершенно новый этап, и возможности появятся у тех, кто давно хотел открыть ресторан, но не мог себе этого позволить. Не скрою, цены в Anatoly Komm for Raff House — результат исключительных условий сотрудничества с Raff House, где мы находимся.

Трудности на рынке всегда ведут к повышению конкуренции: как среди официантов и поваров, оставшихся без работы, так и среди ресторанов, соревнующихся за внимание гостей. И если человек раньше тратил на ужин 5000 рублей и не особенно задумывался над тем, что ему принесут в тарелке и как обслужат, то теперь он внимательно посмотрит на каждый аспект: стоила ли овчинка выделки?

Так что увольте всех арт-директоров в ресторане и наймите двух толковых официантов в зал вместо пяти посредственных — и вы получите более эффективную модель, даже не притрагиваясь к себестоимости блюд.

Думаю, что посетители только выиграют от перемен, происходящих на нашем рынке: сейчас, с одной стороны, будет расти качество — еды, сервиса и того опыта, который вы получаете в ресторане в целом, а с другой — начнет падать цена наших услуг, потому что это самый простой способ конкурировать с другими заведениями аналогичного уровня.

Александр Раппопорт, ресторатор года по версии GQ, создатель ресторанов «Китайская грамота», «Dr.Живаго», Black Thai

Слухи о смерти ресторанного рынка несколько преувеличены, по крайней мере бизнеса в сегменте премиум в Москве. Эмбарго, после введения которого все «простились» с ресторанным бизнесом, на деле не сказались на количестве клиентов в премиум-заведениях. К тому же, весь ресторанный мир сегодня ориентируется на местные продукты, это никак не связано ни с политической, ни с макроэкономической ситуацией — так работать эффективнее.

Однако трудности в прошлом году возникли, и они заставили поменять систему моделирования ресторанов, искать новые рынки и поставщиков продуктов. В первую очередь это было связано с девальвацией рубля, ведь большинство долгосрочных контрактов и арендные договоры связаны с иностранной валютой, а выручка считается в рублях. Это серьезно ударило по ресторанному рынку, но арендодатели, понимая сложившуюся ситуацию, довольно охотно шли на переговоры, и мы зафиксировали цену в рублях или по минимальному курсу.

Привезти иностранного повара в Россию стало сложнее, ведь заработная плата шефа в Европе значительно ниже, чем в России. Например, в Испании хороший повар получает €2000, а чтобы он приехал в Россию, нам приходилось платить в два-три раза больше.

Маржу пришлось снижать, но ни в одном нашем ресторане за последний год мы не меняли ценники ни вверх, ни вниз. Мы сделали ставку на значительное увеличение оборота: при снижении маржи на 30% необходимо увеличить оборот и посещаемость места на столько же.

Александр Затуринский, совладелец Bad Boy Bar, Hills, Che Bazza, сочинских ресторанов «Дружба» и «Высота 2320», преподаватель факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии»

За последний год ресторанный рынок Москвы просел в среднем на 30%.  Кроме девальвации рубля не прошли бесследно такие факторы, как запрет на курение в ресторанах, трудности с парковкой в центре Москвы, частичное сокращение зарплат во всех секторах экономики и — как следствие — рост неуверенности в завтрашнем дне.

Наиболее сильно пострадали рестораны формата fine dining: количество гостей сократилось на 20-30%. Снизился и средний чек заведений: гости стали экономить на дорогом алкоголе, количестве заказываемых блюд и даже на чаевых. В трудной ситуации владельцы тех ресторанов, арендная ставка которых была привязана к доллару или евро, — помимо сокращения выручки у них взлетели и траты.

Если говорить о продуктовом эмбарго, то и в лучшие времена российский рынок не мог похвастаться разнообразием предложений по сравнению с нашими европейскими и азиатскими соседями. Но, как говорится, все познается в сравнении: теперь мы действительно попали в сложную ситуацию. Сегодняшнее предложение рынка продуктов предельно ограничено, что привело к «унификации» меню большинства игроков столичного ресторанного рынка, а в ряде случаев и к снижению качества подаваемых гостям блюд.

Так называемое импортозамещение нельзя назвать панацеей — на отечественном рынке стали появляться продукты европейского качества, но их объемов пока явно недостаточно. За один-два года подобные проекты реализовать невозможно, да и спрос значительно превышает предложение.

Что делать? В описанных условиях роль высокопрофессионального шеф-повара и всей команды кухни с умением из имеющегося арсенала продуктов создать уникальное, действительно авторское и конкурентоспособное меню трудно переоценить. Но нужно учитывать, что число иностранных шеф-поваров в ресторанах Москвы сокращается. В первую очередь это связано с невозможностью (а иногда и нежеланием) платить докризисный уровень зарплат. Во-вторых, далеко не все иностранные шефы, приезжающие сегодня к нам, способны качественно и профессионально работать с тем набором продуктов, которые можно найти на российском рынке.

Поэтому стоит искать и «среди своих». Сейчас заметно вырос уровень профессионализма нового поколения российских поваров, получивших образование и опыт в лучших ресторанах и кулинарных школах мира. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее отечественного ресторанного бизнеса.

С учетом возникших сложностей единственный выход — собраться, сосредоточиться на бизнесе, тщательно проработать взаимодействие всей команды. И, конечно, садиться за стол переговоров по снижению арендных ставок. Все дальновидные арендодатели давно там, ведь они понимают, что в новых экономических условиях лучше потерять часть прибыли, чем весь бизнес.

Читать далее…

Все новости >