Новости
Выбор факультета
15 июля 2011

Кем и где работать в интернете по Алене Владимирской

«Здравствуйте, до середины прошлого года я была главным хантером Mail.ru Group – в частности, выводила их на IPO с точки зрения человеческих ресурсов, – а затем ушла и создала свое агентство Pruffi. Мы занимаемся тем, что ищем персонал в Рунете. Фактически, у нас обслуживаются все ведущие интернет-компании, а также не интернет-бизнесы, которым нужны IT-специалисты», – знакомство со слушателями программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Алена Владимирская укладывает точно в 30 секунд.

Получается такой «питч» – самопрезентация для первой встречи с потенциальным инвестором или клиентом. Кто знает, вполне возможно, что в аудитории на Digital October сидят и будущие заказчики Pruffi. А на сегодня в разделе «Клиенты» на сайте агентства Владимирской красуются логотипы Groupon и RuTube, «Коммерсанта» и «АиФ», «Газпром-Медиа» и «Муз-ТВ», Fast Lane Ventures и Head Hunter – и это только часть громких имен. Но мало кто не был знаком – хотя бы заочно – с Аленой и ее компанией до лекции. Агентство находится в перманентной охоте за «будущими звездами Рунета», в том числе, искало и ищет их среди слушателей программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA. Вот те, кого Pruffi уже отметили для себя, – Ольга Вахромеева, Марат Галлямов, Евгений Поташник

Pruffi стало быстро набирать популярность, развивая страницу на Facebook, где выплачивает вознаграждение за рекомендации успешных кандидатов, сотрудничая со стартап-сообществами в подборе кадров для молодых компаний, а также публикуя рейтинги специалистов и аналитику по рынку работы в интернет-отрасли. Но в RMA Владимирская пришла говорить не о своих успехах, а чтобы «заглянуть в будущее» слушателей – рассказать о зарплатах и карьерных возможностях тем, кто видит себя руководителем проектов в компаниях.

По правильному адресу

«Учиться вы пришли по совершенно правильному адресу – сейчас ни один сегмент не растет так быстро, как интернет, – и в плане зарплат, и в плане возможностей. Давайте возьмем Москву: если в среднем зарплаты здесь за год поднялись на 15%, то в нашей отрасли рост составил 35-50%. И если не случится конца света в 2012-м, ваши зарплаты продолжат расти, т.к. сегодня Рунету очень нужны квалифицированные кадры», – уверена Алена. – «Причин этому две: во-первых, сеть как «точку» роста выбирают изначально оффлайн-компании – а это ритейл, издательский бизнес; во-вторых, после IPO «Яндекса» и Mail.ru, мы можем уверено говорить, что российский интернет становится большим бизнесом, и, соответственно, в него будут основательно вкладываться».

«Куда идти, чтобы дальше все было хорошо? Для руководителей проектов я вижу три основных направления, в которых повышение зарплат будет максимальными темпами. Конечно, это e-commerce – самый быстрорастущий сегмент на интернет-рынке. Если в среднем гросс-оклад product-менеджера оценивается в 80-170 тысяч в зависимости от квалификации, то в электронной коммерции он уже достигает от 130 000 до 200 000», – продолжает Владимирская. – «Groupon, пришедший в Россию с покупкой Darberry, вызвал бум купонных сервисов – и им всем нужны руководители проектов. Плюс, сейчас практически любой бизнес стремится сделать свой интернет-магазин».

«В этой сфере не менее востребованы маркетологи – те, кто понимает в трафике, имеет сертификаты Google Analytics, «Яндекса» или «Бегуна», знает, где «сидит» целевая аудитория, и умеет ее приводить. Если средняя цена интернет-маркетолога сейчас варьируется от 60 до 150 тысяч, в e-commerce она составляет уже 110-170. В общем, если вы способны обеспечить хорошую конверсию при относительно небольшой стоимости, будете жить хорошо. При этом необходимо знать специфику продаж в вашем сегменте, чтобы выставить на витрину именно тот товар и в том объеме, которые принесут максимальное число покупок».

Игры – это не игрушки

«Интернет – это не нефтеперерабатывающий завод. Что я имею в виду? То, что порог входа в интернет-отрасль довольно низок: чтобы стать менеджером собственного проекта, достаточно располагать начальной суммой в $10-15 тысяч», – говорит Алена. – «Особенно на рынке казуальных игр – тех, в которые люди играют в соцсетях. Я, например, не вспомню ни одного знакомого, который хотя бы раз не купил какого-нибудь поросеночка в «Веселой ферме». Сейчас игры показывают просто дикую маржинальность. Даже появилась новая профессия, близкая product-менеджменту, – продюсер онлайн-игр. И если у вас есть минимальный потенциал в этой области, есть вероятность, что вас буквально с руками оторвут. Начальная стоимость продюсера – от 90 до 120 тысяч. А поскольку сегмент развивается очень быстро, есть возможность стать продюсером нескольких игр и получать до 160 000 рублей».

«Все потому, что продюсеров онлайн-игр на рынке сейчас почти нет. Есть 5-6 игровых компаний, которые сманивают сотрудников друг у друга: специальность «узкая», все всех знают, поэтому берут любого «вменяемого» новичка. Отмечу, что практически все игры для социальных медиа – «коробочные». То есть вы сразу получаете некую заготовку, где все уже отрисовано, где прописано, как двигаются персонажи», – рассказывает Владимирская. – «Поэтому задача продюсера – это продвижение, партнерство с соцсетями и сайтами, популяризация продукта через форумы, блоги, викторины, конкурсы. Иными словами, обеспечение трафика, переходящего в деньги. Учтите, вам придется много писать об игре, отвечать на вопросы, поэтому нужно досконально знать ее. Про изучение самой отрасли я и не говорю».

Интернет перестанет быть интернетом

«Интернет перестает быть таковым в традиционном понимании, все больше уходя из компьютеров в мобильные. Естественно, о том, чтобы выйти за пределы монитора, задумываются как стартапы, так и крупные порталы. И всем им нужны менеджеры, связанные с технологиями для мобильных устройств – не только телефонов, но и планшетников, других носителей», – Владимирская очерчивает третью, последнюю из «горячих» областей. 

«Новые гаджеты выходят постоянно, и из всей этой массы менеджер по мобильным технологиям должен безошибочно выбрать продукцию, чьи продажи будут расти быстрее всего, и договориться с производителем о том, чтобы встать в его линейку лучше других конкурентов. А конкурировать вы будете с «Яндексом», Mail.ru и им подобными. Так что без серьезных навыков переговорщика вам не обойтись», – продолжает она. – «Единственное, вряд ли на эту работу возьмут человека без хорошего знания самих технологий, разработческой части: вы должны понимать, что можете сделать, а что нет, в какие сроки и что для этого потребуется».

Как не попасть в историю или Кому идти в «Яндекс», а кому – в Mail.ru Group

«Нанимателей на рынке сейчас много. Опять-таки, порог входа низкий, и вы можете столкнуться с такой историей: человек продал часть имущества, попытался открыть дело, понанимал сотрудников… А через полгода перестал им платить, т.к. деньги кончились. Поэтому при поиске хорошей работы вполне нормально ориентироваться на крупные компании. Самыми активными нанимателями сейчас, безусловно, являются «Яндекс» и Mail.ru: после выхода на IPO им нужно наращивать финансовые показатели, а сделать это можно, только запуская новые сервисы. Но, приходя в портал, ждите, что зарплата там будет несколько ниже, чем у других. Это «плата за брендированность», то, что вы становитесь частью известной компании, предлагающей отличные условия труда», – рассказывает Алена.

«При этом «Яндексу» и Mail нужны два разных типа людей. Кстати, зарплаты в этих компаниях не сильно отличаются: между ними существует негласный договор на это счет. Так вот, «Яндекс» – это системная, технологическая компания. Идеальный менеджер проектов для нее: человек, имеющий технический бэкграунд, возможно, бывший программист, перешедший на руководящую позицию. Его зарплата будет составлять 90-130 тысяч рублей, зато он получит и соцпакет, и какие-то бесплатные развлечения, и курсы английского, и многое другое», – продолжает Владимирская. – «Mail.ru Group – компания менее технологическая. Она ориентирована на компетенцию, опыт работы в интернете, а также уровень вашей активности. Если «Яндексу» подходят люди системные, то Mail нужны холерики».

«Еще один тип активного нанимателя – это агентства, а также бизнесы, изначально не ориентированные на онлайн, но стремящиеся выйти в digital. Что касается стартапов… Давайте сразу отбросим те, что находятся на стадии посева: в них приходят «за идею», а не из-за денег. Мы будем говорить о проектах, получивших большое финансирование – скажем, Groupon Russia, OstrovokWikimart и других, о ком вы уже слышали от Fast Lane Ventures. Они растут очень быстро, поэтому им нужны специалисты всех профилей. Зарплата там чуть выше среднего, плюс они довольно легко делятся опционами. Если при выходе на IPO в «Яндексе» опционы имели порядка 200 человек, а в Mail – 100, но все это были те, кто работал давно, то в стартапах подход иной. Если вы быстро показываете, что соответствуете KPI, принятым внутри проекта, вам вполне могут предложить долю. С этого можно получить довольно приличные деньги, если ваш стартап поднимет очередной раунд инвестиций или выйдет на биржу».

Кандидат должен быть честным

«Интернет – наименее формализованная индустрия, где четко понимают, что основная ценность заключена в людях. Поэтому проходить собеседование в интернет-компании гораздо легче, чем в других отраслях. Вы не встретитесь со стресс-тестами, однако тестирование вам предложат наверняка. Ваш отказ от его заполнения фактически равносилен отказу работодателя от сотрудничества с вами. Как выглядит тест? Советую не ориентироваться на общие варианты тестирований, которые можно найти в сети, – обычно такие опросники «заточены» под проект, в который вы идете. Это 10-15 вопросов – к примеру, задачи на трафик (вроде подсчета CTR), на бюджетирование, знание специфики работы компании и профессиональной области», – рассказывает Алена. – «Такие тесты вы обычно проходите еще перед встречей с HR’ом».

«На собеседовании со специалистом по кадрам, во-первых, выясняется ваш предыдущий опыт. Лучше говорить честно – все равно эта информация легко проверяется. Чаще всего врут про зарплаты, что, по сути, смешно. Отрасль очень маленькая, так что нельзя исключить, что до вас в этом кабинете уже побывали ваши коллеги и успели все рассказать об уровне оплаты в предыдущей компании. Во-вторых, HR постарается понять, каким вы видите проект. Однако не ждите глубоких вопросов: на этом этапе обычно просто решается, приглашать вас на второе собеседование или нет».

«А вот следующий этап – ключевой. Вы встретитесь с будущим руководителем: общих вопросов здесь уже не будет, зато вас будут долго гонять по специфике проекта. Иногда случается, что вы только от HR’а узнаете, в какой именно проект идете, а следом вас отправляют общаться к менеджеру. Если такое произошло, не бойтесь сказать об этом – ведь, едва узнав о проекте, вы не сможете ответить на какие-то важные вопросы. Но вот что вы должны знать на зубок – это ключевые направления бизнеса компании, области потенциальных интересов… Едва ли кто-то наймет вас, если вы не пользовались ее сервисами, не способны объяснить, чем плох, а чем хорош тот или иной ее продукт».

«Скорее всего, вас попросят решить и какие-то рабочие ситуации: скажем, что вы будете делать, если от вас уходит сотрудник? Вот об этом как раз можно смело читать в интернете. Да, вот еще важный момент. Если у вас есть собственный бизнес, а вы идете в найм, то скажите об этом на собеседовании. Зачем? Да, многие компании не любят брать тех, кто имеет свой сторонний проект, считая, что человек так или иначе будет уделять больше времени и энергии своему делу. Однако если с кандидатом все решено, а о том, что у него есть свой бизнес, узнают только перед выходом на работу, предложение аннулируется тут же. А вот если это выяснится на встрече, возможны варианты. С одной стороны, вам могут сказать, что это неприемлемо – тогда вы сразу же поймете, что не стоит тратить время на следующую встречу (хотя можно, конечно, отказаться от своего дела). С другой, нередки случаи, когда компания выкупает долю в бизнесе, и вы переходите в найм в том числе и чтобы управлять оставшейся долей. А это шанс».

«Кстати, большие порталы готовы выкупать маленькие бизнесы, чаще всего с командой, чтобы подписать ее на 1-3 года работы над проектом или ускорить создание каких-то «фишек», до которых не доходили руки. Ведь в крупных компаниях какие-то вещи не делают не потому, что не считают их нужными, а просто потому, что времени нет».

Все новости >