Новости
30 сентября 2011

«В нужном месте, в нужное время»

24 сентября в центре Digital October, удачно расположенном на Стрелке рядом с модными столичными клубами, кафе, ресторанами и арт-галереями, прошел День открытых дверей образовательной программы «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA. Просторная аудитория едва вместила тех, кто решил посвятить субботний день самообразованию и знакомству с лидерами музыкальной индустрии: мастер-классы для собравшихся провели Олег Нестеров («Снегири Records»), Михаил Евграфов («Первый канал») и Соня Соколова («Звуки.ру»). Глава рекорд-лейбла «Снегири» познакомил аудиторию с состоянием современного шоу-бизнеса, а Михаил Евграфов и Соня Соколова «вдались в детали», рассказав о билетной политике и роли Интернет в развитии музыкального бизнеса, соответственно.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из их мастер-классов.

«Прийти в индустрию сейчас – значит оказаться в нужное время в нужном месте»

Михаил Евграфов, ныне исполнительный директор проекта «Первый канал. Всемирная сеть» – компании, вещающей программы канала на страны Европы, Северной Америки, Австралии и Азии, имеет разнообразный опыт в индустрии: от руководства «альтернативным» A-One до запуска билетных онлайн-агентств. Эксперт рынка развлечений уверен – сегодня места в индустрии хватит всем целеустремленным и талантливым:

– Рынок развлечений, на который вы претендуете попасть, является зеркалом того, что вообще происходит в стране. А то, что мы имеем в России, Бразилии и прочих государствах, где общество разделено на огромную массу людей, которые ничего не могут себе позволить, и небольшую прослойку богатых, называют периферийным капитализмом. Вот вам пример: я регулярно летаю в Лондон, чтобы послушать группы, которые еще не скоро приедут в Россию (или вообще едва ли приедут) – Green DayRadiohead и прочие. Так вот, там обычно продаются всего два типа билетов – скажем, по 60 и по 75 фунтов. Потому что позволить себе сходить на концерт может практически любой.

А вот как было, когда в 2004-м я делал концерт Элтона Джона в ГКЗ «Россия». Как должна составляться билетная программа? Так, чтобы она позволяла покрыть все расходы, принесла какую-то прибыль промоутеру, но при этом соответствовала текущему, привычному для людей ценообразованию. Спрос всегда есть только на самые дорогие места в первых рядах (от тех, кто готов хоть с другого конца страны прилететь) и на последние ряды балкона, которые раскупят те, кто просто хочет попасть на концерт.

Что делать с остальными: богатыми поклонниками, не успевшими приобрести билеты на лучшие места, и теми, кто не имеет денег, чтобы пойти в середину зала? Всю площадку ведь не поделишь на две зоны: одну за 50 000, а другую – за 600 рублей… В стране нет среднего класса – вот билеты в середину и продаются хуже всего. Но тот концерт стал первым случаем, когда в ГКЗ было собрано более $1 миллиона.

Когда мне на стол попала идея первого онлайн-агентства продажи билетов Kontramarka – бизнес-план для него написал я, – она потрясла меня. Электронный билет, который стоит ровно столько, сколько на нем написано, – точнее столько, за сколько его можно продать… Система, которая способна генерировать цены на билеты в зависимости от спроса на них!

А сегодня билетные агенты – ключевые игроки и драйверы развития рынка развлечений. Эмитируя билеты, они создают для него денежную массу, значит, могут напрямую влиять на сжатие и рост рынка. И, скажу я вам, сегодня едва ли какая отрасль обгонит эту индустрию по темпам роста. В 2004 году мы сделали исследование по Москве и Петербургу, и все фестивали, концерты, даже елки, – в общем, все мероприятия, исключая кино и спорт, – давали в совокупности порядка $130 миллионов. А когда мы повторили его в 2009 году, то насчитали уже около миллиарда долларов!

Поделюсь еще цифрами. В 1986 году на сто жителей СССР продавалось в год по 60 билетов – то есть где-то 60% населения посещало культурно-массовые мероприятия. Угадайте, сколько билетов продавалось на сотню человек в 2009-м? Шесть… Но! Рынок растет уверенно. И оказаться на нем сейчас – значит оказаться в нужном месте и в нужное время. «Хлеба и зрелищ» хотят всегда, даже в кризис. Вспомните историю: именно в такие периоды появлялись гениальные студии, режиссеры и музыканты. Выбрав музыкальную индустрию сейчас, вы сможете преуспеть…

Я предпочитаю давать практические знания и уверен, что студенты, прослушав мой курс, могут взять артиста и реализовать для него билетно-концертную программу «под ключ». Студенты RMA защищают дипломы «по следам» больших мероприятий, на которые спонсоры в очередь выстраивались. А как все организовать, какие техники продажи билетов существуют? Подробности я раскрываю в лекциях на факультете – даже когда охранник стучится в дверь аудитории, чтобы сообщить, что мы допоздна засиделись…

«Схемы, действующие для продвижения перепродюсированных проектов, работают и для настоящей музыки – стоит только попробовать»

Соня Соколова, со-основатель и главный редактор портала «Звуки.ру», несколько лет занималась развитием факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA. А с этого года вернется к преподаванию на программе «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», где вместе с Дамиром Халиловым (GreenPR) и другими экспертами будет рассказывать о роли глобальной сети в музыкальном бизнесе:

– Музыка, которую мы имеем сегодня, к музыке как таковой обычно отношения не имеет. Да и современный шоу-бизнес к музыке относится, будто это зубная паста, – даже «креативы» заказывает у тех же агентств, что работают с производителями зубной пасты. Проекты перепродюсированы, а слушатель «утомился» настолько, что творчество превратилось для него в «фон из плейера».

К 80-м стало понятно: музыка стала столь массовым продуктом, что аудитория многих исполнителей не поместится даже на самой крупной площадке самого большого города в мире. Тогда и начали штамповать поп-проекты, тут-то и появился первый специализированный телеканал – MTV, создавший представление об индустрии, как чем-то, что нуждается в рекламе. Музыка перешла в разряд lifestyle, когда ставка стала делаться на видеоряд и участие исполнителей в ток-шоу, в разряд новостей, когда популярностью стали пользовались песни, написанные на злободневные события.

Тем, кто сегодня желает чего-то добиться в музыкальной индустрии, стоит обратить внимание на глобальную сеть. Понять, как сделать свой проект более привлекательным для интернет-аудитории и пользователей мобильных платформ.

Да, последние годы digital-пиратство обвиняют во всем: том, что уходят профессионалы, не понимающие, как «отбить» расходы, том, что проекты становятся нерентабельными, – то есть «убийстве» рекорд-индустрии. Но по состоянию на 2011 год доля digital едва сравнялась с уровнем продажи кассет и так пока и не смогла достичь уровня продаж CD!

А ведь интернет, наоборот, представляет все инструменты, чтобы помочь музыкальному бизнесу. И продвинуть в нем нормальных музыкантов можно так же, как и «бездушный» поп-проект. При этом онлайн-продвижение не требует каких-то огромных затрат на ресурсы, а основная помеха – это высокий уровень «шума». И выигрывают здесь те, кому удается сделать из своей небольшой фан-базы большую группу друзей. Ведь современный «апатичный» слушатель не пойдет на концерт в одиночку. Вот и заводят исполнители профайлы на сервисах и хостингах, позволяющих делиться музыкой (хорошо работает схема «Заплати, сколько сможешь», как на kroogi.com), и в социальных сетях – MySpaceFacebookTwitter, чтобы найти там своих «агентов влияния».

Все новости >