Новости
04 октября 2011

«Чтобы в России появилась Кремниевая долина, нужны две вещи…»

Летом-2011 факультет «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA организовал для двух выпускников группы И-6 программы бизнес-образования стажировку в Кремниевой долине. Получив дипломы, владельцы собственных стартапов Андрей Александрович и Сергей Титков на два месяца отправились в США, чтобы выполнить проекты для фонда Apaxys Ventures и перенять опыт ведущих заокеанских интернет-предпринимателей.

О том, как запустить из США видео-сервис, адресованный российским стартапам, чем помочь отечественному рынку технологических проектов и как лучше обставить поездку собственого стартапа в Долину один из участников поездки – Андрей Александрович – рассказал в интервью сайту RMA.

Андрей, что навело на идею отправиться в Кремниевую долину?

– Год назад я участвовал в зарубежной стажировке Silicon Trip 2010, которую организовал наш факультет. За те две недели, что мы провели в США, студенты RMA побывали в офисах FacebookGoogleWikipedia, десятка других компаний… Думаю, идея пожить и поработать здесь, но уже в течение более длительного времени, скажем, нескольких месяцев, появилась ещё тогда. Тем более от поездки у меня остались не только новые знания и приятные впечатления, но контакты людей из Долины.

Хотелось обязательно вернуться. Все-таки, одно дело, когда слушаешь заранее подготовленные лекции и презентации, и совсем другое – если попробуешь встроиться в местную инфраструктуру и понять, что Долина представляет собой «изнутри». Сергей и я защитили дипломы в последних числах апреля, и тогда по моей просьбе RMA подключилась к поиску интернет-компаний, в которых мы могли бы пройти стажировки.

Какие варианты у вас были?

– Вариантов было три. Сначала нам предложили работу интернами в Seesmic или Paymentwall. Это были интересные возможности. Paymentwall, например, занимается приемом платежей в различных онлайн-играх, и летом они расширяли штат интернет-маркетологов и менеджеров проектов.

Мне, правда, ближе была идея с Seesmic. Компания укрепляла своё положение на рынке мобильных решений, работая над проектом Seesmic CRM. Кстати, в начале сентября они представили его на платформе Android на конференции Dreamforce в Сан-Франциско. Мой диплом тоже был посвящен мобильному проекту, но…

В итоге вы оба попали в венчурный фонд…

– Мне и Сергею всегда больше нравилась работа, связанная со стартапами. Я, например, сейчас развивают проект под маркой Alex&Rovich – мы создаем платформу для разработки интерактивных книг под мобильные устройства, сами уже делаем такие книги для iPad. У Сергея тоже свой стартап – по риэлтерской части.

Так что, когда мы узнали, что у RMA есть возможность договориться с венчурным фондом Apaxys Global Ventures, сразу загорелись идеей стажировки у них. Apaxys Ventures – это небольшой фонд с русскими корнями, который вложился в десяток с лишним стартапов в Долине и в России. О некоторых вы, возможно, слышали: TapMapWebinar.RuPrintio.RuFoodik.Ru

Чем вы занимались в Apaxys?

– Сергей, например, выполнял SEO-оптимизацию для проектов из портфеля фонда. Но, главное, он же проводил встречи и переговоры по двум стартапам из Долины, которые рассматривал фонд. Все-таки знания, полученные в RMA, позволяют сразу диагностировать в проекте проблемы. Или найти новые для него возможности – вне зависимости от того, на каком языке говорит команда стартапа, и в чём специфика ее продукта.

Ты же, как нам известно, возглавил один из проектов?

– Я стал проджект-менеджером StartupStory: мы выполнили полный цикл работ – от создания концепции и разработки сайта до сбора контента – для некоммерческого образовательного проекта, который позволит российским стартаперам получить виртуальное менторство от успешных предпринимателей из Кремниевой долины.

Как все начиналось? Мы задумали видеоблог, где публиковались бы интервью с CEO стартапов и менеджерами известных компаний, работающих в Долине. Съемку и весь продакшн тоже делали сами. Отдельно о том, как все это снималось. От лица RMA и партнера факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» – Бизнес-инкубатора InCube, мы представлялись журналистами и рассказывали интересовавшим нас людям о миссии проекта. И они соглашались уделить нам по 15-20 минут, чтобы рассказать о том, с чего начинали бизнес, с какими трудностями сталкивались и как находили решения, ответить на вопросы и поделиться кейсами.

Но, когда у нас набралось достаточное для запуска количество материала, стало понятно, что формат с публикацией одного-двух интервью в неделю нас не очень устраивает. Систематизировать контент, подать его аудитории так, чтобы его было удобно «примерять» к этапам жизни своего стартапа, – вот это было бы интересно. Сейчас мы этим и занимаемся: я продолжаю участвовать в StartupStory, работая из Москвы; а всего наша команда насчитывает четырех человек.

А можно уже посмотреть на то, что вы сделали?

– Сейчас StartupStory работает в закрытой версии. Если вы журналист или эксперт, напишите мне, чтобы получить бета-доступ. Первыми попасть на ресурс смогут и самые активные члены российского стартап-комьюнити: для этого нужно зарегистрироваться в форме на главной странице сайта, получить уникальную ссылку и с ее помощью рассказать о проекте своим друзьям в соцсетях.

Зачем, собственно, нужен ваш проект?

– Главной задачей мы поставили мотивацию российского стартап-комьюнити на запуск новых проектов. Жизнь за пределами карьерной лестницы существует, и всё в руках того, кто начинает собственное дело. Для таких людей мы собрали готовые use-cases из практики уже вставших на ноги компаний, попросили тех, кто имел непосредственное отношение к этим историям успеха, рассказать, какие затруднения возникали у их проектов на определенных этапах существования. А также собрали мнения других интернет-предпринимателей – тех, кто когда-то начинал также, как вы сейчас, – о причинах возникновения проблемных ситуаций. Очень надеюсь, что у нас это получилось, и подготовленные материалы будут полезны многим.

Кстати, а что в США думают о стартапах из России?

– Там положительно относятся как к инициативам со Сколково, так и к развитию российского стартап-комьюнити в целом. Сейчас много проектов из России приезжает в Долину, чтобы выступить перед западными инвесторами. Причем это могут быть и небольшие стартапы, и вполне себе серьезные – по крайней мере, по российским меркам, – бизнесы. Например, на сентябрьском Tech Crunch Disrupt в Сан-Франциско я видел Алексея Айларова (Zingaya), Данила Козятникова (Quest.li), Дмитрия Горшкова (Yam Labs)…

Кстати, могу рекомендовать пару программ, через которые российский стартап может быть представлен в Долине. Во-первых, это стажировки DeepDive, которые дважды в год, весной и осенью, RisVentures организует при поддержке фонда ABRT. Во-вторых, посоветую Global Technology Symposium, который ежегодно проводится совместно со Стэнфордским университетом.

И, конечно, TechCrunch. Известный блог о стартапах регулярно делает свои мероприятия Disrupt в разных концах света, собирая на них, пожалуй, самую большую «тусовку» стартаперов и инвесторов. Кстати, совсем скоро, 3 декабря, в Digital October Center вновь пройдет TechCrunch Moscow.

На твой взгляд, что из североамериканского опыта уже сейчас можно использовать, чтобы улучшить качество проектов и микро-климат для технологического предпринимательства в России?

– За последние два года ситуация здесь, конечно, действительно начала меняться: стало лучше с возможностями для команд, начинающих свой интернет-проект в России. Появилось больше тематических мероприятий, инкубаторов, посевных фондов. Разумеется, инфраструктура в целом развивается, не так быстро, как хотелось бы, но, если сравнивать с Долиной, то у нас катастрофически не хватает двух вещей.

Первое – бизнес-ангелы. В Долине бизнес-ангелами становятся, прежде всего, вчерашние стартаперы, вырастившие успешные компании. Их основная цель – реализовать амбиции, передать свой опыт, научить чему-то других. Такие люди – из первой волны интернет-предпринимателей – начинают появляться и у нас. Но необходимо, чтобы их стало больше.

Ведь бизнес-ангел – это, с одной стороны, тот, кто может дать $50-100 тысяч на полгода проекту на стадии от идеи или прототипа до перового релиза продукта, поможет команде проверить идею в естественной среде. С другой стороны, «ангел» – это человек с опытом, который может вкладывать в проект свои знания, полученные на практике, и свою сеть бизнес-контактов.

А что во-вторых?

– Нашей индустрии нужно то, что называется meetups. Небольшие тематические встречи на 40-50 человек, где можно познакомиться с людьми из интересующей тебя сферы.

Эти встречи проводятся не столько для того, чтобы вы могли услышать презентации новых проектов, а именно чтобы познакомиться единомышленниками. В Долине средний meetup занимает полтора-два часа, причем большая часть времени – это нетворкинг.

Для общения у вас, во-первых, есть полчаса до начала мероприятия – пока собираются гости, а во-вторых, – оставшееся после выступлений ваших коллег время. Сами презентации длятся от силы 50 минут: за это время успевают выслушать 4-5 проектов. Пять минут дается на рассказ о себе, еще столько же – для ответов на вопросы аудитории. И этого вполне достаточно. Согласен, уйти с мероприятия с новой информацией – это хорошо. Но вот найти там новые деловые знакомства или даже участника в вашу команду, договориться возможности по сотрудничеству, – намного важнее!

Сейчас в России проходит много мероприятий, которые длятся по 3-4 часа и перенасыщены выступлениями со сцены. Зачем? Конечно, здесь ещё сказывается наш менталитет. Все-таки у нас нет культуры знакомства в стиле «How are you doing?», да и в принципе люди не такие открытые, как в Долине. С этим тоже нужно работать. Не бойтесь общаться! Одно правильное знакомство сейчас – это совсем другие перспективы для проекта в будущем. И тогда, я уверен, российское стартап-сообщество найдет верный путь: да, он будет в отличаться от того, который проделала за 40 лет Кремниевая долина; но это будет наш, русский путь рынка стартапов.

Все новости >