Новости
25 октября 2011

«Почему Google, Facebook и Amazon созданы не в России?»

На прошедшей 19-21 октября Неделе Российского Интернета можно было узнать, что ведущие приложения родом из России – это Doodle DevilNews360 и SPB TV, прочитать Манифест об авторском праве в сети и послушать, что участники рынка думают о себе и своих коллегах. Гости профессиональной и общей программ мероприятия, коих, по оценкам организаторов, набралось почти 15 000, оценили отечественную киберпреступность в $2.5 миллиарда, решили, что в России перспективно направление Local Search, а также пытались узнать у маркетологов «Яндекса», когда компания внесет на свои «Карты» список точек wi-fi-доступа.

Но главными ньюсмейкерами конференции-выставки стали эксперты, говорившие с посетителями RIW и теми, кто предпочел следить за ходом событий удаленно (дневная аудитория онлайн-трансляций составляла 10 тысяч пользователей), о цифрах.

Например, о ежемесячной аудитории Рунета. Как рассказал Павел Лебедев из «ФОМ», сейчас это уже 60 миллионов человек, причем 67% из них выходят в сеть каждый день. А представители TNS отметили, что интернетом пользуется почти половина россиян старше 12 лет, причем количество времени, проводимого ими в сети, неуклонно увеличивается.

Но еще есть, куда стремиться. Так, хотя почти треть пользователей уже привыкла выходить в сеть с мобильных устройств, лишь 39% из этих людей используют мобильный интернет постоянно.

Еще пример: аналитики подтвердили, что аудитория Рунета активно прирастает за счет жителей сел и небольших городов – сейчас это уже 40% пользователей; но Москва и Санкт-Петербург по-прежнему держат большой отрыв по концентрации тех, кто ежедневно пользуется онлайн-ресурсами и сервисами.

Что касается программы конференции, то в «нулевой» день 19 октября представители власти отмечали, что государство и интернет-отрасль, похоже, учатся говорить на одном языке, а Академия Farminers нашла победителя конкурса «Аллея Инноваций» – чек на 200 000 рублей получил проект «Налогия», который по итогам зрительского и экспертного голосований опередил стартапы Wobot и «Будист».

Ключевой темой дня стало авторское право. Представители корпораций – Microsoft, Google, Mail.ru и других, а также те, кто создает и продвигает собственный контент (например, ведущий популярного видеоблога «+100500»), обсудили за круглым столом вопросы регулирования интернета, а Комиссия РАЭК по правовым вопросам представила их вниманию первую редакцию Манифеста «Российский интернет в XXI веке: авторское право».

20 октября основной темой стал e-commerce, причем в обсуждениях активно участвовали преподаватели и партнеры факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA. Так, Феликс Мучник поделился с собравшимися хорошей новостью: «Люди старше 55 лет все чаще покупают онлайн – это радует».

По оценкам экспертов, объем рынка электронной коммерции в России в 2011 году может составить 315-360 миллиардов рублей. Что касается текущей статистики, то львиная доля покупок традиционно совершается жителями больших городов, а заказы в 70% случаев оплачиваются наличными. Самыми популярными сегментами остаются техника и билеты.

Несмотря на популярность предложений по авиа- и железнодорожным билетам, сам рынок туристических услуг в Рунете только-только начинает развиваться – это мнение Алексея Тимонина (OZON.travel) поддержала и Марина Колесник, директор дружественного факультету сервиса oktogo.ru: «Заказы онлайн на отели значительно отстают от интернет-заказов на те же авиабилеты». А вот перенасыщенным все единогласно признали сегмент купонов.

Поделиться своим опытом пришли создатели закрытого шоппинг-клуба KupiVIP и команда интернет-магазина OZON. Последние рассказали о том, как крупнейший игрок российской онлайн-торговли организует собственную логистику и наращивает число клиентов и товарных предложений. Преподаватель RMA Антон Терехов, который долгое время заведовал маркетингом в OZON, а ныне ушел делать собственный проект iChiba, согласился, что в ближайшие 2 года догнать и перегнать «российский Amazon» не удастся никому.

Одним из самых громких выступлений последнего дня RIW стал доклад Татьяны Цветковой. Директор по развитию Fast Lane Ventures и по совместительству преподаватель факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA говорила о «кадровом голоде» в индустрии и том, почему Facebook, Google и Amazon были созданы не в России. «Только у 2 из 10 директоров по маркетингу есть высшее образование по специальности», – упомянула Татьяна, говоря о в целом низкой пока образовательной базе отечественных специалистов. – «Вот поэтому российские работодатели и переманивают к себе иностранцев».

О том, что нашей интернет-отрасли не хватает квалифицированных специалистов, которых нужно воспитывать (в том числе учить думать не по шаблонам) как в ВУЗах, так и на уровне дополнительного образования, 21 октября говорили в и другие эксперты. Наверное, поэтому стенд RMA на RIW в этот день пользовался такой популярностью.

Презентации докладчиков RIW вы можете найти по ссылке

Все новости >