Истории успеха

Выбор факультета
12 февраля 2013
Анастасия Мещерякова, совладелец проекта Coffee Piu

Анастасия Мещерякова, совладелец проекта Coffee Piu

"Мне очень понравился процесс обучения на ресторанном факультете RMA. Особенно основной раздел, тот, что читали практики – это просто бесценная информация, без преувеличения. Именно потому, что это – люди из бизнеса, это реальная жизнь, это тот самый опыт, который можно приобрести, только работая с живыми проектами, в книжках такого не вычитаешь"

Открывшееся чуть меньше года назад на Чистопрудном бульваре заведение под названием Coffee Piu можно с полным на то основанием назвать многопрофильным. Здесь можно выпить, закусить, попробовать свои силы в приготовлении всевозможных, в том числе и довольно экзотических блюд, и, наконец, сделать маникюр и педикюр. Понятно, что придумать такое могла только женщина. Кстати, зовут эту женщину Анастасией, фамилия у нее – Мещерякова, и нам с вами она помимо всего прочего интересна еще и тем, что некоторое время назад закончила факультет «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии».

Анастасия, вот этот вот формат, совмещающий кафе с маникюрным салоном, он вами придуман, или вы его где-то подсмотрели?

Знаете, я не думаю, что я первый в мире человек, который что –то подобное изобрел. Может быть, такое кафе еще где-нибудь и есть, только я об этом ничего не знаю. Так что могу сказать, что идея моя, собственная. И заключается она, если коротко говорить, в том, чтобы создать такое заведение, где людям под одной крышей могло бы оказываться как можно большее количество услуг. Ну вот, с одной стороны, у нас – кафе, с другой, здесь же, в отдельном смежном помещении, маникюр и педикюр.

Когда мы только открылись, это было в марте прошлого года, была еще косметология. Но это направление у нас как-то не очень пошло, так что в итоге мы его убрали, а за счет помещения, которое косметологи занимали, расширили количество посадочных мест в кафе. У нас их сейчас в общей сложности сто.

А почему вы решили, что этими дополнительными услугами в вашем кафе будут именно маникюр и педикюр? Почему не что-то другое?

Дело в том, что мне изначально этот проект виделся как в значительной степени женский: женщины ведь в принципе в ресторанах больше денег оставляют, чем мужчины; это известно, это разными исследованиями подтверждено.

Потом: я сразу думала, и мы сейчас именно эту концепцию и реализуем, что помимо каких-то вещей, которые так или иначе есть у всех, мы будем предлагать своим гостям некий эксклюзив. Например, детские кулинарные мастер –классы. Ну, а кто детей на них скорее всего приведет? Скорее всего, мама. И пока дети что –то там готовят, маме же тоже нужно чем-то себя занять. А тут – как раз маникюр, педикюр. В общем, идея такая.

То есть, без какого-то особенного эксклюзива, без какой-то фишки ресторан успешным в принципе стать не может: вы так считаете?

Я вам могу объяснить, почему эксклюзив необходим именно этому кафе, именно Coffee Piu на Чистопрудном бульваре. Смотрите: это помещение, в котором мы с вами находимся, оно под ту концепцию, которую я вам описала, подходит практически идеально. Первый этаж, несколько помещений, одно в другое переходящих – как раз, то, что нам нужно было. Мы его долго искали и когда, наконец, нашли, были очень довольны.

С другой стороны, это центр города, аренда безумно высокая. Так что нам, как ни крути, чтобы ее отбить и самим заработать, нужна большая проходимость, нужно много гостей.

И еще одно обстоятельство необходимо учитывать: это, хотя и центр, хотя и первая линия домов, но все – таки это не самое многолюдное место, это, условно говоря, не «Шоколадница», которая прямо у метро «Чистые пруды» находится. Так что рассчитывать на толпу, из которой даже если каждый сотый к тебе зайдет, уже хорошо будет, мы не можем. Значит, гостя нужно привлекать чем-то таким, за чем он к нам заглянет не потому, что мимо проходил, а специально, целенаправленно.

Вот, кстати: до нас в этом помещении находился ресторан «Бенто», с японской кухней. И они закрылись, народ к ним не ходил: думаю, именно потому, что все у них было именно так – неплохо, добротно, но абсолютно среднестатистически, без каких бы то ни было фишек. А если учесть, что тут поблизости была еще пара похожих японских заведений… В общем, вот вам развернутое обоснование необходимости эксклюзива.

Но о том, что такой эксклюзив у вас имеется, людям ведь еще рассказать нужно. Вы какие инструменты для этого используете?

Самый лучший инструмент для продвижения ресторана – это так называемое сарафанное радио: одному гостю у вас понравилось – он рассказал своим друзьям, знакомым. Те пришли, им тоже понравилось, и они тоже кому –то рассказали. В общем, как говорится, слухом земля полнится…

А кроме того, конечно, мы очень активно работаем в соцсетях. У нас есть своя группа на Facebook, своя директория на FourSquare, сейчас мы делаем страничку ВКонтакте. Обо всех наших мастер-классах, акциях, скидках, новых блюдах в меню там можно узнать во всех подробностях.

Можно привести примеры такого рода акций?

Ну, вот сейчас, например, мы объявили о том, что те десять человек, кто в течение недели чаще всего чекинились у нас на FourSquare, будут приглашены на бесплатную дегустацию блюд, которые мы в ближайшем будущем собираемся ввести в основное меню.

Вы видите реальную отдачу от такого пиара? Много народу к вам ходит?

Да. В день, я думаю, в среднем человек двести гостей мы принимаем. Это нормальная цифра, неплохая, особенно с учетом того, что нам года еще нет. Но это я имею в виду будние дни. А в пятницу, субботу и воскресенье, как правило, мы до трехсот человек пропускаем, а бывает и больше. И связано это с тем, что именно в эти дни у нас проходят мастер –классы. Я вам говорила про детские, но у нас и для взрослых занятия есть.

Неужели это такая популярная тема?

Очень популярная, очень модная, вы себе не представляете, насколько. Некоторые компании, в том числе очень крупные, такие мастер-классы сейчас вводят в свои программы «тим билдинга». Например, недавно приходили к нам на занятие сотрудники ВТБ 24 – 65 человек.

То есть, по большей части, ваши мастер-классы, это такие своего рода корпоративные тренинги?

Нет, не только, форматы очень разные. Вы можете, например, с мастер –классом совместить празднование дня рождения. Или аналогичным образом провести, допустим, девичник. Обговорить, какие блюда вы хотели бы видеть на столе, заказать у нас продукты, потом вместе с гостями под руководством нашего шефа все это приготовить на открытой кухне, и тут же съесть.

Или, если наш шеф не является специалистом по приготовлению тех блюд, которые вас заинтересовали, можно провести мастер-класс с участием приглашенных поваров, в том числе звездного уровня: я имею в виду, конечно, отечественных звезд, на иностранцев мы пока не замахиваемся.

Если не секрет, деньги, которые в этот проект вложены, они чьи? И как скоро вы планируете окупиться?

Деньги инвестировали мои партнеры по бизнесу. Что касается сроков окупаемости, то я уверена, что за пять лет мы ее точно достигнем, причем пять лет – это довольно осторожный прогноз.

Скажите, Анастасия, а как вообще вы в этом бизнесе оказались? Это ведь не первый ваш проект?

Проект не первый, но сказать, что это изначально было моей профессией, что я этому с юных лет училась, я не могу. По образованию я филолог, закончила РГГУ: можно сказать, пошла по стопам родителей. А кухня, еда для меня долгое время оставались простым увлечением, хобби. Я, сколько себя помню, с самого детства, всегда очень интересовалась кулинарией, всегда чего-то там такое готовила, пекла, варила…

Помню, когда мне двенадцать лет было, я решила приготовить эклеры, всю ночь не спала, на кухне возилась, так что в конце концов мне плохо сделалось и маме пришлось вызывать скорую … До сих пор в глазах картина: сидят врачи у моей кровати и пирожные едят…

По специальности вы долго работали?

Нет. То есть у меня был кое-какой опыт преподавания, некоторое время я переводчиком работала. Даже в аспирантуру поступила, там же, в РГГУ. Но это был конец 90-х, вы помните, наверное: тогда человек, выбиравший занятия наукой, он тем самым выбирал жизнь, очень мягко говоря, малообеспеченную. Так что я в итоге пошла работать менеджером к Артемию Лебедеву – его компания тогда была еще не такая большая и известная как сейчас, занималась только дизайном и поддержкой сайтов.

Я там несколько лет проработала, и вот, по прошествии времени, у нас родилась идея открыть магазин дизайнерских товаров, но не просто магазин, а именно совмещенный с кафе. Опыта в этой области у меня тогда вообще никакого не было, только вот эта самая детская привязанность к кулинарной теме: все исключительно по наитию делалось. Но все – таки мы это кафе открыли, на Никитской, 35, оно там до сих пор работает.

На первых порах кроме кофе у нас вообще ничего не было, я же говорю, мы тогда мало что смыслили, не понимали, что в России чисто кофейный формат, что называется, не покатит. Но гости нам очень быстро помогли разобраться, что к чему. Кофе они пили, и даже с удовольствием, правда, все время интересовались: «а где же борщ?», или «как там насчет салата?» В общем пришлось нам в спешном порядке разворачивать кухню, на десяти квадратных метрах. Так все это по-дилетантски было, сейчас самой смешно!

Если я правильно понимаю, примерно в это время вы и пришли учиться в RMA?

Да, и это как раз было связано с тем, что дальше так продолжаться не могло. Мы собирались такие магазины- кафе и дальше открывать, и, забегая вперед, скажу – открыли мы их в итоге семь штук – и я понимала, что без специальных знаний мне уже не обойтись.

Не помню, как я первый раз узнала о вашем факультете, кажется, нашла какую-то заметку в интернете. А что касается самого процесса обучения, то он мне очень понравился. Академическая, теоретическая части, конечно, слушать было непросто, сухо, скучновато, скажу честно.

Зато основной раздел, то, что читали практики – это просто бесценная информация, без преувеличения. Именно потому, что это – люди из бизнеса, это реальная жизнь, это тот самый опыт, который можно приобрести, только работая с живыми проектами, в книжках такого не вычитаешь.

То есть, вам этот год действительно на пользу пошел?

Сто процентов. И пошел, и, надеюсь, еще пойдет. Мы сейчас думаем над расширением. В течение нескольких месяцев откроем еще одно кафе. Возможно, со временем Coffee Piu станет полноценной сетью.

Ну что ж, желаем удачи.

Спасибо. Приходите к нам.

Николай КИСЕЛЕВ