Истории успеха
Вера Коняшова, художник
«Я очень рада, что мне дали возможность влиться в эту сферу. RMA сыграл в этом немалую роль – ваша школа помогла мне разобраться во всем, что происходит, узнавать всех в лицо, разбираться в галереях и художниках, узнать основы».
Выпускница факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Вера Коняшова рассказала о своих проектах и о том, что значит быть молодым художником и как сделать первую персональную выставку в Манеже. И еще мы немного поговорили о везении, случайности и видеоарте. Предлагаем вашему вниманию это интервью.
Почему вы решили, что работа в современном искусстве – это правильный путь?
Это как-то получилось само собой, как и многие вещи в моей жизни. Вообще все началось с того, что подруга нашей семьи предложила поехать в художественный лагерь, где мы просто рисовали. Тогда ничего не предвещало беды, я серьезно к этому не относилось.
Когда же я вернулась в Москву, поняла, что надо двигаться в этом направлении дальше, и пошла в школу-студию EDAS, где начала заниматься экспериментальной архитектурой. Это действительно хорошая школа и она многое мне дала, у ее основателя Владислава Кирпичева очень круто получается работать с детьми. Там я проучилась года три: сначала ходила, как ученик, а потом была стажером и тоже занималась с детьми.
Потом надо было выбирать высшее образование, и я поступила в Высшую академическую школу графического дизайна, и после ее окончания стала работать графическим дизайнером, чем и зарабатываю по сей день.
А как вы попали на факультет «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»?
Я увидела объявление в интернете о поиске ассистента для американской художницы Ребекки Уорд, которая делала инсталляцию в универмаге Цветной для фестиваля SretenkaDesignWeek, я откликнулась и меня взяли. Когда мы сделали инсталляцию, мне предложили остаться до конца и помогать уже куратору этого фестиваля Ирине Журавлевой и другим художникам. В общем, мне это понравилось, и я начала искать какое-то дополнительное образование в этой сфере и так оказалась в RMA.
Одновременно с учебой в RMA, я также посещала занятия в МедиаАртЛабе, и так получилось, что дни занятий совпадали, поэтому я каждый раз стояла перед выбором, куда пойти и кого слушать сегодня. Выбор часто был очень сложным.
Фотографии с открытия выставки Тегимен
Как так получилось?
Я поступила в RMA, где одно из занятий проводила тогдашний директор МедиаАртЛаба Ольга Шишко, я начала смотреть, что такое МедиаАртЛаб, узнала, что они набирали курс в конце февраля и захотела попробовать поступить. Я была совершенно не уверена в своих силах, поэтому не задумывалась, как же я все это буду совмещать. Как вы поняли, меня взяли.
Несмотря на всю сложность чередования занятий, я не жалею, что так поступила – это тот опыт, который мне был необходим. К тому же, как мне было интересно в RMAи МедиаАртЛабе – так интересно мне больше не было нигде, и в плане обучения, и в плане общения, я там познакомилась с людьми, с которыми хотела общаться.
Можете вспомнить свои первые проекты?
Еще во время учебы в RMA мы с друзьями создали арт-группу «Непостоянный состав» и делали совместные выставки. Например, мы сделали выставку «Тегимен» в пространстве наших друзей «180м2». Потом мы начали участвовать в различных городских фестивалях уличного искусства, например на Форме, Ярких людях, фестивале шрифта Типомания. В прошлом году делали Burning Man Decompression в Арме, кстати, в этом году я тоже занимаюсь этим проектом. Сейчас наша группа временно прекратила свою деятельность, но надеюсь, в скором времени «Непостоянный состав» возобновит свою работу.
А с моими сокурсниками в МедиаАртЛаб мы сделали медиа-перфоманс«Смерть Тарелкина» по одноименной пьессе Александра Сухово-Кобылина. Мы показывали этот перфоманс в ЗИЛе несколько раз, а потом повезли его на параллельную программу Манифесты и играли его в Александрийском театре вместе с балетом Москва. Мы совершенно переделали всю пьесу на современный лад, и в итоге это получилась история про Сноудена, право на защиту персональной информации и новые технологии.
А что входило в ваши обязанности на Burning Man Decompression – это связано с искусством?
Конечно, на этом мероприятии я получила солидный опыт в организации масштабных мероприятий.Я там делала очень многое: искала художников, говорила, что им делать, следила за выполнением. А еще поняла, что хорошо умею писать письма и заинтересовывать людей.
То есть организатором быть вам нравится?
Да, у меня есть желание быть арт-менеджером или куратором – это очень разные вещи, но мне кажется, мне придется попробовать все. Я на самом деле не хочу быть художником, потому что не хочу, чтобы обо мне все всё знали, следили за тем, что я сделала. Наверное, ближе всего мне именно арт-менеджмент – я люблю быть серым кардиналом – человеком, который всё организовывает, но сам всегда за кулисами.
У меня есть много художников, с которыми можно хоть сейчас делать выставки. Но, наверное, потому что я уже много знаю об этом рынке, я не хочу сделать плохо и оттягиваю момент выхода в амплуа куратора или арт-менеджера. Ну и еще дело в том, что весной я переезжаю в Израиль, и возможно буду делать свои проекты уже там. Тем более что в этой стране развитый видео-арт, хотя в целом с современным искусством там все не очень хорошо, зато есть простор для развития в роли арт-менеджера.
Но сейчас Вера Коняшова известна как молодой художник, в первую очередь благодаря «Большим надеждам». Расскажите, как вы попали в этот проект?
Проект «Большие надежды» — выставочный цикл МедиаАртЛаба и галереи «Триумф». Он создан как прогрессивная платформа для визуальных экспериментов и медиаинноваций молодых российских художников, работающих с новыми медиа — видео, фотографией, инсталляцией. Я даже мечтать не могла об участии в таком проекте. Кстати, в Манеже с 27 декабря по 18 января состоится итоговая выставка проекта «Большие Надежды», на которой участники представят новые работы.
У нас (МедиаАртЛаб) было общее собрание перед каникулами, где мы обсуждали все, что успели сделать за прошедшее время обучения. И вот Ольга Шишко рассказала, что в августе нет художника на «Большие надежды» и предложила каждому из нас подумать, кто может предложить что-то интересное. Все начали говорить, что работ нет, что нужно больше времени на подготовку,а я сказала что-то вроде: «Да ладно, у меня уже все давно готово», — хотя проекта не было, я это сказала просто так, и была уверена, что никто меня всерьез не воспринял.
На следующий день мне позвонила менеджер «Больших надежд» и попросила показать свой проект, я, конечно же, сообщила, что это была шутка, но это уже никого не волновало. Мне все начали говорить, что такой шанс не упускают, и что через три дня я должна представить свой проект и готовиться к выставке. Ну конечно, у меня были мысли, какие вопросы я хочу осветить и о чем поговорить. Мне очень помогала Оля Лукьянова, которая выступила моим куратором.
У меня всегда все происходит спонтанно.
Подробнее о выставке Акт конструкции можно прочитать здесь.
И как это – первая персональная выставка в Манеже?
Это очень страшно и странно. Я шла на открытие на ватных ногах.
Иногда мне кажется, что я не по своей воле стала художником. Я считаю, что я совершенно случайно поступила в МедиаАртЛаб – там конкурс был 10 человек на место, и тут прихожу я – человек, который не учился ни в ИПСИ, ни в Свободных мастерских, смутно представляет, что такое видеоарт, и не знает никого из индустрии – и поступаю. Я очень рада, что мне дали такую возможность влиться в эту сферу. RMA тоже сыграл в этом немалую роль – ваша школа помогла мне разобраться во всем, что происходит, узнавать всех в лицо, разбираться в галереях и художниках, узнать основы.
Почему выбрали именно видеоарт?
Я люблю видеоарт за то, что он тебя засасывает, постоянно крутится у тебя в голове и ты начинаешь жить через эту работу, этот ритм переносишь в свою повседневность. В принципе, любая хорошая работа может остаться 25 кадром в твоей жизни.
О каких проектах вам еще хотелось бы рассказать?
В прошлом году я участвовала в параллельной программе московского кинофестиваля. В рамках медиа-форума мы с однокурсниками делали очень интересный проект с сербской художницей Милицой Томич. Она на протяжении 10 лет занимается серией перформансов и видеодокументаций «Контейнер», которая прочно завязана на анализе военной трагедии и намеренном сокрытии данных об уничтожении талибов американскими военными.
Милица ездит по странам и в каждой создает фикцию, чтобы воссоздать, как в Северном Афганистане войска США заперли несколько сотен сдавшихся боевиков движения Талибан в грузовых контейнерах, оставив их на жаре без доступа к воздуху и воде. Те, кто выжил после этой пытки, были расстреляны в упор внутри контейнера из автоматов Калашникова. Мы делали этот проект с ней в подмосковном поле – сначала мы долго ждали, когда привезут этот контейнер, наблюдали за странными люди в черных костюмах и с автоматами. Там мы прекрасно пообщались с арт-директором галереи «Триумф» Дмитрием Ханкиным, также преподавателем RMA, который рассказывал много интересных вещей. И в целом, этот день был полезным в плане приобретения нового опыта.
Акт конструкции
Что или кто запомнилось вам во время учебы в бизнес-школе RMA?
В первую очередь – Николай Палажченко, каким бы сложным человеком он не был, он мне всегда очень нравился, и как человек, и как знаковая личность в мире российского современного искусства, в общем, я всегда считала, что Николай – очень интересный человек. Еще запомнилась Анастасия Митюшина, глава образовательного отдела «Гаража», workshop в «Гараже», который она проводила, оказался очень полезным.
И, конечно, однокурсники – у нас была классная группа, большинство людей знали, зачем им это обучение, у многих были свои проекты.
Что нужно делать, чтобы стать успешным в этой индустрии?
Тут все до банального просто – надо больше работать, больше смотреть, знакомиться и общаться с людьми. Главное – начать работать, ведь как только окажешься внутри, станет понятно, куда идти дальше, так что хоть стажером, но нужно идти и быть в потоке индустрии.
Беседовала Дарья ХАУСТОВА