Истории успеха

Выбор факультета
24 июля 2011
Юлия Курган, food-фотограф

Юлия Курган, food-фотограф

"Самым важным приобретением за год обучения в RMA для меня стало знакомство с интересными людьми, с которыми мы теперь общаемся, сотрудничаем, следим за профессиональными успехами друг друга, делимся опытом. Например, сейчас в числе моих заказчиков рестораны Группы компаний Аркадия Новикова и Ginza Project"

Юлия Курган, выпускница группы «Р-13» факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» RMA, связала свою жизнь с ресторанной индустрией нетривиальным путем, – она food-фотограф. В интервью сайту RMA Юля рассказала, почему ни капли не жалеет о том, что полностью поменяла направление деятельности, и поделилась своими мыслями о развитии гастрономической культуры в России.

Расскажи, как ты решила стать food-стилистом. По-моему, не самый очевидный выбор специальности для России?

Для начала, я думаю, надо определиться с понятиями «food-фотограф» и «food-стилист», поскольку это немного разные вещи, хотя, не спорю, в России происходит их смешение, либо подмена.

А ты сама себя относишь к food-стилистам или food-фотографам?

Приходится часто совмещать! Далеко не каждый заказчик может позволить себе выделить на проект отдельный бюджет, предназначенный для food-стилиста.

В зону ответственности food-стилиста входит формирование композиции, подбор текстиля, приборов, и различных деталей необходимых для создания стиля и атмосферы. Это ювелирная работа. Цвета, структура, расстановка - все должно идеально гармонировать как с самим блюдом, так и друг с другом, и не нарушать композицию. В процессе съемки food-стилист также контролирует само состояние блюда и при необходимости его оживляет, заменяет ингредиенты, потому что лед имеет обыкновение таять, мясо подсыхать, а зелень от усталости вянет и меняет цвет.

Food-фотограф полностью отвечает за сам процесс – верная схема света, удачный угол съемки, правильный выбор необходимой оптики и оборудования позволяют получить качественный снимок, который сможет передать не только атмоферу, но также вкус и аромат каждого блюда.

Если честно, первое, о чем я вспоминаю, когда слышу слово «food-фотограф» это многочисленные статьи в Рунете, описывающие «пытки», которые эти люди устраивают еде – брызгают ее лаками для волос, поливают машинным маслом и т.д. Думаю, что у большинства наших соотечественников такие же, не самые глубокие, познания об этой профессии. Ты используешь такие методы? Сталкивалась с ними?

Такие методы могут использоваться в рекламной фотографии, особенно при длительных съемках. В любом случае цель фотосъемки блюд или продуктов - получить красивую, вкусную, а главное, продаваемую картинку. А, так как большинство решений человек принимает бессознательно, и его выбор зависит от того, что он видит, то в данном случае визуализация работает как мощный инструмент продаж. Лично мне приятно работать с натуральными продуктами. И тут очень многое зависит от шеф-повара! Любой продукт можно снять красиво так, чтобы его захотелось съесть - и сухарики, и даже корм для животных, - но когда ты видишь, с какой любовью и страстью блюдо готовит мастер, это вдохновение передается на всю съемку и очень заряжает!

И все-таки, вернусь к первому вопросу, как решила стать food-фотографом?

Я снимала всегда, но исключительно для себя и для друзей, и совсем не думала, что буду заниматься этим профессионально. Все произошло внезапно, когда в интернете мне случайно встретились работы западных food-фотографов, которые открыли для меня другую, новую фотографию как искусство.

Я смело могу назвать себя гастрономическим фанатом - люблю вкусную и красивую еду, люблю готовить и экспериментировать, много путешествую и в разных странах стараюсь пробовать аутентичную кухню.

Таким образом, в food-фотографии идеально сошлись две мои страсти. Конфуций сказал: «Найди себе дело по душе и тебе больше никогда не придется работать». Мне кажется, я нашла!

А как вообще у нас в стране обстоят дела с food-фотографией? Можно ли этому где-то научиться?

Мировой рынок food-фотографии огромен, но, надо признать, что для России это новая и достаточно молодая дисциплина профессиональной фотографии.

Food-стайлинг существовал еще в СССР, и ярким примером этого является культовая «Книга о вкусной и здоровой пище», которая, передаваясь по наследству, сейчас есть почти в каждой семье. Иллюстрации к книге выполнялись вручную художниками-оформителями, и в условиях отсутствия качественной типографии о ярких изображениях, вызывающих аппетит, приходилось только мечтать.

Сегодня мы наблюдаем гастрономический бум – появляются новые ресторанные концепции, издается великое множество тематических журналов и кулинарных книг, проводятся фестивали и выставки, кулинарные шоу прочно прижились не только на многочисленных телевизионных каналах, но даже покоряют и радио-эфиры.

Готовить дома – это уже не удел домохозяек, а приятное времяпрепровождение с друзьями и хобби, которое объединяет людей из разных сфер и областей, считающих, что еда должна быть не только вкусной, но и красивой.

Именно в этих условиях сейчас происходит развитие гастрономической культуры в России, и именно поэтому растет интерес к food-фотографии.

На Западе, к примеру в США и Канаде, это направление постоянно развивается, проходят международные форумы, фестивали и конференции, собирающие в одном месте всех профессионалов рынка. Кроме того существуют специализированные курсы food-стилистов в известных кулинарных школах. Но, к сожалению, наша страна этим похвастаться пока не может.

Я училась в Московской Академии фотографии, но все тонкости food-фотографии постигала самостоятельно, перенимая опыт у друзей и коллег.

В России есть комьюнити food-фотографов и food-стилистов?

Это, скорее, своеобразное дружеское гастрономическое комьюнити.

Оно большое?

Оно очень многогранное: шеф-повара, кулинарные блоггеры, владельцы ресторанов, фотографы, ресторанные критики и многие другие - всех этих людей объединяет любовь к гастрономии.

Как food-фотографы находят заказчиков?

Работаем напрямую с издательскими домами, ресторанами, рекламными агентствами. В силу того, что рынок food-фотографов узкоспециализированный, все всегда знают, кого можно пригласить для той или иной съемки.

Ты давно занята в этой сфере?

Я бы не сказала, что давно, но уже сегодня я снимаю для кулинарных книг, гастрономических журналов, ресторанов Группы компаний Аркадия Новикова и Ginza Project, работаю с рекламными агентствами. Этим летом получилось посотрудничать с парой ресторанов в Италии.

Давай вернемся к истокам, если можно так выразиться. По специальности ты маркетолог, насколько я понимаю? Как ты вообще решила связать свою жизнь с гастрономией, и почему решила пойти учиться в RMA на ресторанный менеджмент?

Я очень разносторонний человек. По первому образованию я переводчик. Получив степень МВА в маркетинге, долгое время работала в сфере недвижимости и девелопмента. Но, чем дольше я занималась этим, тем сильнее росло ощущение того, что я делаю что-то чужое.

На самом деле, я верю, что ничего не происходит случайно. Надо уметь слушать и доверять своему внутреннему голосу при принятии важных решений, даже таких, которые могут полностью изменить привычный уклад жизни.

Тема гастрономии всегда была мне очень близка, к тому же было и остается желание открыть свой ресторан, поэтому я приняла решение получить образование в сфере ресторанного бизнеса. RMA на тот момен была единственной компанией, предлагающей подобную специализацию. За год обучения я получила тот практический опыт и знания, которые необходимы, чтобы реализовать свою идею и получить на выходе успешный и законченный проект.

Общаешься с однокурсниками?

Конечно. Для меня самым важным приобретением стало знакомство с интересными людьми, с которыми мы теперь общаемся, следим за профессиональными успехами друг друга, делимся опытом.

Какие планы на будущее?

Участие в международных проектах.

А открытие собственного ресторана?

Одно другому не мешает. Я же, еще учась в RMA, защитила диплом на тему «Lounge-bar как бизнес на о. Пхукет» и это был реально рабочий проект со всеми расчетами под конкретное здание. Такой полноценный бизнес-план. Была проделана огромная работа, и если кому-то интересно, можно взять и сделать.