Новости факультета
Выбор факультета
08 декабря 2015

«Надо меняться вместе с жизнью»: интервью Шалвы Бреуса The Art Newspaper Russia

The Art Newspaper Russia публикует большое интервью коллекционера, основателя Премии Кандинского и фонда BREUS Foundation Шалвы Бреуса. Предлагаем этот материал вашему вниманию.



Речь Шалвы Бреуса изобилует, казалось бы, далекими от искусства понятиями: техзадание, регламент, бизнес-план. Впрочем, может быть, именно такой системный подход позволяет коллекционеру, основателю Премии Кандинского и фонда BREUS Foundation добиваться успеха в своих начинаниях всего лишь с тремя штатными единицами.

Поскольку мы встречаемся в конце года, давайте начнем с подведения итогов. Что было самым важным в 2015 году?

Самым важным явилось то, что мы разработали и утвердили долгосрочную программу работы фонда. И уже в рамках этой программы провели ревизию Премии Кандинского (вручение состоится 10 декабря в Москве), поставили на рельсы издательскую программу и сформулировали план выставочной деятельности на следующие годы. Все это в рамках стратегического плана работы фонда на ближайшие десять лет.

А разве можно в нашей стране что-то планировать на десять лет вперед?

Можно. Даже в самой турбулентной ситуации необходимо планирование. Другое дело, что есть вероятность последующей корректировки планов. У нас она высока.

Почему вы решили провести ревизию Премии Кандинского?

Мы этим занимаемся постоянно. Я уверен, что все в жизни надо периодически подвергать ревизии, переоценке. И в первую очередь самих себя. Любая система, будь то крохотный фонд или огромное государство, начинает деградировать, если теряет гибкость, способность изменяться. Совершенству нет предела. И я повторяю, как мантру: никакой бронзы и позолоты, мы всегда должны быть готовы изменяться, какими бы успешными самим себе ни казались. Изменения происходят и в Премии Кандинского. Если сравнить ее сегодня и девять лет назад, то это хорошо заметно.

И каковы эти изменения?

В этом году существенно расширился состав экспертного совета: туда впервые вошли специалисты из Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга. Результат не заставил себя ждать, и мы получили рекордное количество заявок — более 500. Состав жюри укрепился таким авторитетным специалистом, как директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Также в этом году мы отказались от традиционной выставки лонг-листа номинантов. Очевидно, что выставка, со всеми ее плюсами и минусами, являлась неким срезом современного отечественного искусства, показывала «среднюю температуру по больнице». Кроме того, на протяжении восьми лет она была одной из немногих регулярных выставок современного искусства в стране. Но, увы, она накладывала на нашу главную работу определенные ограничения. Согласно регламенту на премию могли претендовать только вещи, показанные на выставке лонг-листа. К сожалению, не всем прошедшим отбор художникам удавалось представить на выставку свои произведения: у кого-то работы на выставке за рубежом, кто-то не успевает доставить их из другого конца страны, кто-то банально упустил время и так далее. В результате, несмотря на все наши усилия, отдельные работы из лонг-листа не попадали на выставку и оставались за орбитой премии. Как говорил Лев Александрович Кулиджанов, нарушалась «чистота сюжета».

Но, отменяя выставку, вы лишаетесь мощной информационной поддержки, которая обеспечивала внимание к художественному процессу в целом.

Это вопрос приоритетов. Наша главная цель — квалифицированный отбор номинантов и выбор победителей высоким жюри. Все остальное: выставка, церемония или информационная поддержка — лишь инструменты для ее достижения. Если инструмент не годится или мешает достижению главной цели, его меняют на более эффективный. Впрочем, мы нашли выставке номинантов достойную замену.

Какую же?

В новой выставочной программе фонда два крупных направления. Раз в три года мы будем проводить большую обзорную выставку современного отечественного искусства. Своего рода триеннале. Первая выставка запланирована на 2017 год, и мы уже ведем переговоры с потенциальными кураторами. Регулярных обзорных выставок современного искусства у нас в стране никогда не проводилось, и их важность и значение для художественного процесса сложно переоценить. Отмечу только, что такая триеннале позволит дать более объективную картину современной художественной сцены. Сегодня, на мой взгляд, эта картина искажена, в том числе за счет медийных феноменов, претендующих на искусство.

Второе фундаментальное направление — серия персональных выставок крупнейших российских художников, таких как, например, Борис Орлов, Михаил Рогинский, Иван Чуйков. Периодичность — раз в два года. Программа открывается в следующем году 1 сентября в Центральном Манеже персональной выставкой Бориса Орлова. На 2018 год запланирована выставка Комара и Меламида.

Чем вам интересен проект с московским метрополитеном? Он расширяет границы искусства в пространстве?

Существует программа открытия в Москве более 100 новых станций, и, на мой взгляд, их должны украшать современные русские художники. Такие как Эрик Булатов, Борис Орлов, Гриша Брускин и другие. Если этого не сделать, московский метрополитен навсегда останется сталинским. Мы готовы такую программу финансировать.

Читать дальше…
Все новости >