Новости факультета
Выбор факультета
05 сентября 2017

Антонио Джеуза о том, чем тиражное искусство в России привлекает художников и покупателей

С 8 по 10 сентября 2017 года в московском Гостином дворе пройдет очередная ярмарка современного искусства Cosmoscow. В этом году среди уже привычных стендов завсегдатаев ярмарки второй раз свою коллекцию представит Shaltai Editions — галерея тиражного искусства, которая позиционирует себя как продюсерский центр для современных художников. «Артгид» поговорил с куратором галереи, преподавателем факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Антонио Джеузой и разобрался, чем тиражное искусство привлекает художников и покупателей.




Тиражная графика, фотография и видеоарт зачастую оказываются для покупателей самыми доступными из искусств: с них начинаются коллекции, они играют роль моста между современным искусством и той частью платежеспособной аудитории, которой порядком наскучил пейзаж с березками в гостиной. Хотя человеку «с улицы» определить статус тиражной работы нелегко: одним из главных факторов, влияющих на стоимость тиражного произведения, является, собственно, сам тираж, то есть количество выпущенных экземпляров. Две похожие работы одного художника, созданные в один год, имеющие один размер и созданные в одинаковой технике, могут иметь разный тираж, и таким образом одна из них будет дороже другой.

«В России современному искусству уделяется все больше и больше внимания. Количество художественных пространств и мероприятий — убедительное доказательство. Разумеется, растет и желание собирать современное искусство. Для тех, кто только начинает формировать свою коллекцию, в последнее время стало правильной стратегией покупать тиражное искусство — финансовых рисков практически нет, а за ту же цену, что стоит произведение живописи или уникальной графики, можно приобрести сразу множество тиражных произведений», — объясняет Антонио Джеуза, куратор Shaltai Editions.

К концу ХХ века тиражная графика, которая в начале столетия росла и крепла в русле театральной афиши, политического и рекламного плаката, лубка и карикатуры, свернуло в область предметного дизайна. Цифровое же искусство развивалось по мере появления новых способов технического воспроизведения работы. Вместе со всем этим менялось и представление о самой фигуре художника. Десакрализация произведения, лишение его того, что Вальтер Беньямин в своем классическом эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» называл аурой, потребовали от художника пересмотра стратегии производства искусства. Чтобы соответствовать ожиданиям и запросам массовой аудитории, понадобились новые форматы взаимодействия с ней.

С одной стороны, видеоарт, фотография и цифровая скульптура, то есть произведения, рассчитанные на массовое потребление, сняли вопрос взаимоотношений копии и оригинала, а с другой — арт-рынок, который по природе своей зиждется на культурном фетишизме, быстренько приспособился к новым реалиям, пересмотрев вопрос ценообразования в случае с тиражируемыми произведениями.

Галерея Shaltai Editions, которую создала коллекционер Валерия Роднянская, позиционирует себя как продюсерский центр современного искусства и выставляет на продажу тиражные работы в диапазоне от фарфора, расписанного по эскизам Владимира Дубосарского, до графики Валерия Чтака. Все серии художники создают эксклюзивно для галереи. Так, на прошлогодней ярмарке Cosmoscow Shaltai Editions превратила своей стенд в «Art Кухню», расставив фарфоровые чашки и блюдца и развесив ковры с рисунками Дубосарского, — и не прогадала, ведь ковры Дубосарского, стоившие в три раза дешевле его полотен, пользовались бóльшим спросом, чем последние.

 

Читать далее…

Все новости >