Новости факультета
Выбор факультета
26 сентября 2017

Роман Бабичев: «Собрание живет своей жизнью, и предсказывать его судьбу я не берусь»

Коллекционер русского искусства ХХ века Роман Бабичев рассказал The Art Newspaper Russia, как проходят подготовка выставки «Модернизм без манифеста», которая откроется в Московском музее современного искусства 27 сентября, и работа над каталогом-резоне собрания.




Ваша коллекция охватывает обширный пласт русского искусства начиная с первых лет ХХ века и до 1980-х годов. В то же время есть ощущение, что смысловое ядро — это искусство 1920–1930-х годов.

Не соглашусь c тем, что у меня только одно смысловое ядро в коллекции, но действительно я начал собирать ее с живописи 1920–1930-х годов и уделил этому максимум внимания, ведь модернизм — главное явление в мировом искусстве первой половины XX века, и меня очень занимал вопрос участия наших художников в этом процессе. Тем более что создание произведений в модернистском ключе затруднялось советским режимом уже в конце 1920-х и особенно после 1932 года (когда были ликвидированы все независимые художественные объединения. — TANR). Критики приклеивали ярлыки «формалистов» лучшим, интереснейшим художникам: Александру Лабасу, Владимиру Лебедеву, Антонине Софроновой и другим, — после чего к этим авторам применялись различные репрессивные меры — от ограничения участия в выставках и конкурсах на госзаказы, которые являлись основным источником средств к существованию, до ссылки и расстрела по сфабрикованным обвинениям (например, Александр Древин, Николай Емельянов, Вера Ермолаева, Анатолий Микули). Но именно формальные поиски живописцев и графиков, экспрессия, чистота и энергия цвета, интересные пространственные построения выгодно отличают их произведения от работ художников соцреалистического направления.


В вашей коллекции представлены произведения и тех художников, которые все же пытались как-то взаимодействовать с властью, и тех, кто оказался за бортом. Иначе говоря, важны не идеологические позиции художника, а его художественные принципы?

Мне почему-то кажется, что дело не в идеологической позиции, а в степени конформности. И всегда больший интерес и симпатию у меня вызывали художники, сохранившие приверженность модернизму. Конечно, они пробовали себя в «тематической картине», отражая приметы советской действительности в работах на темы индустриализации, сельского хозяйства, спорта, освоения Севера. Но получалось то, что искусствовед Виктор Тупицын позднее определил термином «соцмодернизм», то есть отображение социалистического строительства с применением формул модернизма, и эти работы, конечно, не были востребованы в то время, а сейчас представляют значительный интерес.


Кстати, термин «модернизм» фигурирует и в названии выставки произведений из вашей коллекции, которая откроется в конце сентября в Московском музее современного искусства.

Действительно, выставка будет называться «Модернизм без манифеста». Дело в том, что объем собрания достиг 4 тыс. вещей, и я задумал издание каталога-резоне. Удача свела меня с уже знакомой мне ранее Надей Плунгян, кандидатом искусствоведения, которая тут же выдвинула идею, подобрала авторский коллектив из молодых и нестандартно мыслящих искусствоведов и критиков, в который, помимо нее, вошли Александра Селиванова, Мария Силина, Валентин Дьяконов, Александра Струкова и Ольга Давыдова. Результатом сотрудничества стали замечательные статьи к каталогу, в которых по-новому освещены вопросы советского искусства, расставлены иные акценты. Валентин Дьяконов предложил очень удачное название для издания, которое стало и названием выставки, — «Модернизм без манифеста», подразумевающее, что художники 1930–1950-х не могли декларировать свои идеи в виде манифестов, как их предшественники. Почти все авторы статей к каталогу вошли в кураторский коллектив выставки.


Собрание на выставке в ММОМА будет представлено соцмодернистскими работами?

Выставка задумана более масштабной, ее задача — показать художественный процесс от модерна и Союза русских художников до 1970–1980-х, заканчивать мы будем работами Андрея Васнецова и Дмитрия Краснопевцева. Но основной блок вещей, конечно, 1920–1930-х годов.


Читать далее…

Все новости >