Новости факультета
Выбор факультета
16 декабря 2021

Лекция «Галерея в современном мире, или почему делать только выставки – мало»

В четверг, 16 декабря, занятие для студентов групп «А-22», «А-23» и «А-24» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет основатель Fragment Gallery Сергей Гущин. Тема: «Галерея в современном мире, или почему делать только выставки – мало». Начало в 19.00. Аудитория: Dee. При подготовке к лекции рекомендуем прочитать интервью Сергея, которое он дал сайту РБК вскоре после открытия своей галереи.



Сергей Гущин. Фото из личного архива



Основатель галереи «Фрагмент» – об арт-бизнесе 

В рубрике «Искусство и молодость» РБК встречается с теми, кто влияет на новый культурный облик России — молодыми галеристами, художниками, кураторами. В первом выпуске рассказывают о галерее «Фрагмент», которая открылась в Москве в начале декабря.


Чтобы попасть в московскую галерею «Фрагмент», нужно обойти слева вход в театр «Практика». За металлической дверью находится небольшое белое пространство, поделенное на комнаты, в этих комнатах сейчас — работы молодых и, по мнению основателя галереи Сергея Гущина, а также куратора первой выставки, который работает в одном из столичных музеев, перспективных художников. 

Открыть галерею современного искусства сейчас, когда старожилы этого бизнеса только и говорят, что рынка в России нет и, наверное, в ближайшее кризисное время не будет — ход достаточно смелый. Сергею 31 год, за углом от галереи находится офис его пиар-агентства, которое успешно работает не первый год, среди клиентов — «Сбербанк», Yota, Правительство Москвы и другие. 

За две недели, прошедшие с 9 декабря, момента открытия первой выставки и самой галереи, проданы уже четыре работы, цена которых в среднем составляет €1,5 тыс. Ценник работ, представленных в галерее, достаточно вариативен — от достаточно демократичных €500 до €5 тыс.

В планах галереи «Фрагмент» — десять выставок в 2017 году, участие в ярмарках современного искусства, создание лектория и реализация различных региональных проектов. Зачем успешный молодой предприниматель с головой погрузился в современное искусство, почему он уверен в том, что рынок в Москве — есть, и его можно успешно развивать, выяснял «РБК Стиль».


Зачем вы вообще все это начали?
 
По образованию я инженер, но всю жизнь работал в PR и коммуникациях. Мне всегда было интересно искусство, но поворотным моментом можно считать поездку на Венецианскую биеннале два года назад, меня заинтересовала система отбора художников в павильоны разных стран, я долго разбирал каталог, смотрел биографии художников в интернете, даже ставил оценки в каталоге — за экспозицию в целом и за конкретные работы, за то, каким именно образом раскрыта тема. 

В общем, перестал просто смотреть и начал пробовать разобраться. Венеция стала первым шагом, затем я начал собирать свою коллекцию и все больше погружался в процесс.

Тогда же решил, что буду покупать работы молодых художников — Ольгу Кройтор, Ивана Новикова, Илью Федотова-Федорова, которые тогда были на слуху, и я уверен, что через пять-десять лет они будут диктовать свою, скажем, «политику» в художественном мире, менять представление о современном искусстве. 

Потом пришла мысль о том, что лучшим погружением в это самое искусство станет открытие своего пространства, где бы художники смогли бы высказываться. Так я пришел к галерее «Фрагмент».

Есть еще причина, почему я во все это ввязался. Я посмотрел на наши галереи со стороны покупателя: полтора года назад приобрел первую работу. Мне показалось странным, что многие галереи не занимались своим продвижением, у них не было аккаунтов в соцсетях, не была реализована возможность онлайн-продажи. 

Но за последний год все резко начало меняться, мне тогда же захотелось открыть пространство, которое бы дружелюбно относилось к новым технологиям, так как мне самому всегда было проще находить все в интернете, по максимуму использовать возможности смартфона.


Задумывая галерею, вы предполагали, чтобы будете опираться на свой вкус в выборе представляемых художников или же есть какой-то условный «экспертный совет», который вам помогает в этом вопросе?

Только на свой вкус постоянно ориентироваться нельзя. Для создания первой выставки, к примеру, мы привлекали куратора, который работает в одном из московских музеев. 

Потом у нас есть определенные нормы отбора художников. 

Мы обработали огромное количество CV художников, которые за последние три-четыре года окончили наши главные образовательные учреждения («Институт проблем современного искусства», «База», «Школа фотографии Родченко», «Свободные мастерские») с данными об их уже прошедших выставках, фактах продажи работ. 

Получился список из примерно 250 фамилий, в котором мы смотрели тех, кто, к примеру, был номинирован на «Премию Кандинского» или представлен в числе номинантов конкурса «Инновация», получал гранты музея «Гараж», экспонировался в музеях или тех, чьи работы входят в коллекции музеев и фондов. 

Далее мы убрали тех, кто был уже представлен другими галереями. В конечном итоге встретились где-то с двадцатью художниками — и получили шесть тех, кто попал в первую выставку «Город в личное время», где они делятся своими размышлениями о современном мегаполисе. 

Мы решили специализироваться на молодых авторах и хотим принимать непосредственное участие в построении их карьеры. Для этого требуется время и плотное взаимодействие, а значит пул наших художников не будет выходить за рамки 10 имен. Я бы сказал, что это и есть стратегия игры вдолгую. 

Есть и другая стратегия: взять 20–30 имен и запускать естественный отбор, кто продается — тот и молодец, знаю множество галерей, которые так делают, но мне этот путь не близок.

Что касается взаимодействия галереи с кураторами, то, конечно, в дальнейшем мы тоже планируем их привлекать, особенно это касается работы с художниками над персональными проектами.


Читать дальше…


Читайте также:

Все новости >