Новости факультета
29 ноября 2019

Лекция Катерины Пономаренко «Экспертиза произведений искусства»

В субботу, 30 ноября, занятие для студентов группы «А-16» и «А-17» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет старший научный сотрудник Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) им. П.М. Третьякова Катерина Пономаренко. Тема: «Экспертиза произведений искусства». Начало в 14.00. 

При подготовке к лекции рекомендуем прочитать материал «Семь раз проверь: как распознать подделку», опубликованный в журнале «Вокруг света» в декабре 2018 года. 






Казалось бы, что может быть проще: нарисовал «Черный квадрат Малевича» — и неси на аукцион продавать. Но не тут-то было: чтобы распознать подделку любого уровня, специалистам Научно-исследовательской независимой экспертизы имени Третьякова достаточно взглянуть на нее всего семь раз. 


Взгляд 1. Невооруженным глазом

Искусствовед, посвятивший полжизни изучению творчества художника, с ходу может поймать шарлатана на противоречии. Поэтому сотрудники экспертизы поддерживают связь с более чем 70 независимыми специалистами.

Что можно увидеть. Изобразительные приемы, нехарактерные для заявленного автора, выдают фальшивку (нередко подделку изготавливают, ставя подпись мастера на картину неизвестного художника того же времени).

Ошибочная датировка подводит мошенника даже при высоком качестве имитации — к примеру, если скопирована поздняя работа мастера, но дата стоит ранняя.

Использованные материалы, не соответствующие обстоятельствам жизни автора, настораживают: так, в голодные годы художник мог писать на фанере вместо холста, но в сытое время — вряд ли.

Взгляд 2. Под микроскопом

При многократном увеличении потемневший старинный натюрморт превращается в ослепительный пейзаж: натуральные пигменты масляных красок и потрескавшийся лак выглядят как мраморные скалы и головокружительные каньоны.

Что можно увидеть. Если подпись художника не залегает в глубине краски, а зависла над лаковым слоем поверх трещин, это повод насторожиться.

Масляные краски состоят из пигмента (например, толченого минерала) и смолообразного связующего. Со временем связующее делается прозрачнее, проявляются отдельные гранулы пигмента. Cтановится видно, что краска старая.

Взгляд 3. В рентгеновских лучах

Рентген выявляет плотные слои картины — как правило, это белила и участки, где много наложений краски. Эксперт получает явное преимущество: поддельщик чаще копирует лишь верхний пласт картины, но «внутренняя кухня» художника ему не видна.

Что можно увидеть. Эксперт анализирует и сравнивает с эталонными мазки художника, в том числе скрытые. Например, на снимке видно, как автор кладет белила: ширину и траекторию движений кисти, характер отлипа.

Иногда на снимках обнаруживаются артефакты, свидетельствующие, что картина нарисована поверх другой. Так, известная подделка произведения пуантилистки Воробьевой-Стебельской, жившей в Париже, оказалась написана на советском плакате «Мир. Труд. Май».

Читать далее…

 

Читайте также:

Интервью Катерины Пономаренко. «Культуромания», 2017 год.

Новости Научно-исследовательской независимой экспертизы.


Все новости >