Новости факультета
Выбор факультета
11 мая 2018

Выездное занятие в Музее-мастерской Анны Голубкиной (ВИДЕО)

В субботу, 12 мая, в Музее-мастерской Анны Голубкиной (Большой Левшинский переулок, дом 12) пройдет выездное занятие, организованное для студентов групп «А-11» и «А-12» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Тема занятия: «Создание междисциплинарного проекта на примере «Атласа ВМаяковский». Проводит: автор проекта, режиссер, продюсер, сценарист, актер Александр Шейн (на фото). Начало в 14.00. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью, которое Александр Шейн дал «Коммерсантъ-Weekend».





«Мы строим книгу-шар»


Работая в сценарной группе Фонда кино, я читал сценарий фильма «Маяковский», и он был написан как совершенно классический байопик. Как вышло, что он трансформировался в проект «Атлас ВМаяковский»?

Эта история начиналась как классический полуторачасовой фильм лет десять назад, а сейчас сюда входят несколько фильмов, наш исследовательский архив, газета и еще много всего. Десять лет прошло от замысла фильма до появления «Атласа», но это не была непрерывная работа над одной кинокартиной — я останавливался, утыкался в тупики, сворачивал в другую сторону.




 В это время появлялись другие фильмы, происходили встречи, которые определяли дальнейшее движение этого сюжета. И вот в результате долгий путь оформился сейчас в «Атлас ВМаяковский», это не выставка современного искусства, не кинофильм и не музей, а соединение всех этих элементов, и даже еще нескольких, например театра, в тех пропорциях и объемах, которые нам кажутся важными.

«Атлас ВМаяковский» — наша лаборатория, где мы предлагаем зрителям метод для изучения времени и истории искусства, который сложился в результате десятилетия наших «полевых исследований».

Мы хотим отправиться вместе со зрителями в путешествие, где первое поколение русских авангардистов встречается со вторым, Владимир Маяковский — с Виктором Цоем. И расскажем, при чем тут, например, Северная Корея, в которую мы ездили с артистом Юрием Колокольниковым.


А я вот, кстати, не понял, при чем тут Северная Корея, когда смотрел фильм. Прием, хорошо знакомый хотя бы по «Камню» Александра Сокурова, который отправил Чехова в современность, но почему Маяковский оказался, допустим, не в Москве у собственного памятника, а в КНДР у памятников вождям?

Северная Корея — это образ наступившего тоталитаризма, где люди как по расписанию кланяются каменным богам. И наш Маяковский ходит и обалдевает от того, что там видит. Но это происходит в третьей части — фильм ведь очень меняется от начала к концу стилистически, как меняется и стиль самого Маяковского. Северная Корея — это навсегда застывший авангард, революция, превратившаяся в полную свою противоположность.


Как получилось, что значительная часть фильма — это читка сценария и его репетиции, и только некоторые эпизоды сняты в классической манере?

Я очень долго мучился со сценарием, наверное, года два, и в какой-то момент решил перейти к разработке фильма с незавершенным сценарием. Для этого мы сняли павильон на «Мосфильме», сделали какие-то костюмы, элементы декораций, совсем минималистичные — окно, дверь стол, стул, кровать.

Я пригласил артистов, раздал им текст и решил прочитать с ними сценарий. Под камеру. И потом мы еще 30 дней в павильоне проживали сценарий от начала и до конца. Это уже была репетиция. То, что ты видишь в начале,— это и есть та читка, самый первый съемочный день. Дальше мы репетировали.

Я хотел таким образом вникнуть, развить историю — тем более что у меня были такие партнеры. Например, когда репетирует Чулпан Хаматова, она добавляет в сцены весь свой масштаб и вытягивает материал, обогащая его собой. Сначала я думал, что в процессе читки и репетиций я просто получу эскиз будущего фильма и смогу наконец доработать свой замысел. А потом понял, что это и есть мой фильм и что по-другому рассказать о Маяковском нельзя.

За эти 30 дней я как бы примерил его жизнь в нас самих, в сегодняшних, тревожных, с ума сходящих, болящих, волнующихся, пугающихся. А потом доснял эпизоды в классической манере, и так получилось три слоя — читка, репетиция и готовые сцены. И если в сценарии идет речь о том, как герой ищет свой голос, то на репетициях актеры его ищут уже для самих себя, как в эпизоде, когда Хаматова учит Колокольникова кричать.

А в «снятых» сценах, где мы говорим о силе голоса поэта, речь артистов уже отрепетирована и поставлена. Все это соответствует этапам творчества самого Маяковского — футуризм как поиск, конструктивизм как установка, соцреализм как декларация.

Читать дальше...
Все новости >