Новости факультета
Выбор факультета
31 мая 2018

Мастер-класс Дмитрия Гутова

В четверг, 31 мая, занятие для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет российский художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов. Живописные полотна, скульптуры, инсталляции, видео и фотографии Дмитрия участвовали во многих российских и международных выставках, в том числе на Венецианской, Стамбульской, Шанхайской, Сиднейской биеннале, «Манифесте», «Документе» и другие. Начало в 19.00. Аудитория: Dee.



 

Дмитрий Гутов принадлежит к поколению, громко заявившему о себе в начале 1990-х годов, наряду с Анатолием Осмоловским, Олегом Куликом, Дубосарским и Виноградовым, Ольгой Чернышевой. Список известных арт-событий, в которых он участвовал, поистине бесконечен: от Венецианской, Стамбульской, Шанхайской, Сиднейской биеннале до выставок «Манифесты» и «Документы» и показов в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Всего на его счету более 150 коллективных и более 30 персональных выставок! Гутов создает не только картины и рисунки, но и различные металлические объекты, инсталляции, а также видео. Кроме того, одним из главных его творений считается Институт Михаила Лифшица, основанный в 1994 году для изучения наследия марксистского историка искусства и дискуссий. Имея блестящее академическое образование, Гутов с успехом читает лекции о современном искусстве, перманентно собирающие толпы людей. Art and Houses поговорили с Дмитрием Гутовым о любви к каллиграфии, феномене очередей в музеи и эмоциональном стиле письма.

Давно хотела у вас спросить, почему вы всегда ходите в таких ярких нарядах — у вас всегда оранжевый верх. Это какой-то дополнительный месседж или намек на блузу Маяковского, который тоже любил эпатировать окружающих?

У меня нет нарядов, есть один наряд, одна любимая вещь. Просто мне нравятся такие «неброские, пастельные тона». Люблю эту водолазку. Есть вещи, в которых я хорошо себя чувствую, и занашиваю их до дыр годами. Эта привычка еще со школы пошла, никакого смысла в этом нет.

В одном из интервью я нашла следующее ваше высказывание: «Я пребываю в амплуа «настоящего художника», но с той поправкой, что я вменяем и понимаю, что к настоящему художнику не имею никакого отношения. Я хотел бы им быть, но у меня ограниченные ресурсы таланта, энергии, последовательности. Я вообще всегда чувствовал себя диким варваром». А кого считаете настоящим художником тогда, если не себя?

Да, это описание меня, прямо один в один. Настоящий художник — тот, кто идет по пути углубленной учебы, годами занимается штудированием. Вот я решил научиться работать китайской тушью и пришел в школу, а там преподаватели, которые потратили многие годы своей жизни, чтобы овладеть этим искусством. Они знают все нюансы, отличают с первого взгляда многие десятки кистей, какая как себя ведет, ездят в Китай и совершенствуются. Я подумал: «Наверное, интересно инвестировать лет десять жизни в такое занятие», но я не могу себе такое позволить, я могу инвестировать вечер. Я беру только то, что мне надо, и делаю то, что вы видите.

Если как раз говорить о каллиграфии, у вас есть и дзенские почеркушки, и шрифтовые картины. Вы вообще любите надписи. Это какая-то литературоцентричность, свойственная русской культуре, проявляется?

С одной стороны, я действительно пишу надписи. С другой стороны, представим себе, что русский язык забыт. Судя по тому, как развиваются события, это совсем не исключено уже даже в видимой перспективе. И вот он исчез, никто не помнит, как расшифровать кириллицу. Погибнет это искусство или нет с надписями? У русских революционных демократов XIX века, которыми я воспитан, всегда главное — содержание, идея, пафос. Я, помню, был в Китае и вижу каллиграфическую надпись, на табличке рядом сказано, что это шедевр и национальное достояние. Читаю расшифровку, а там написано: «Наш настоятель необыкновенно удачно купил 17 мешков риса». И все. Ты ждешь, что там будет какой-то глубинный смысл и тебе суть буддизма откроют, а там просто бюрократическая записка. Ты можешь войти в такое внутреннее состояние, в котором тебе будет все равно, что писать. Тогда, когда литературоцентризм исчезнет, ты будешь смотреть, как краска с кисти течет, как брызги разлетаются. Мне кажется, в моих работах литературоцентризм как раз преодолевается.

Читайте далее…

 

Смотрите также:

Сайт Дмитрия Гутова

Дмитрий Гутов — о будущем современного искусства в России, интервью для Buro 24/7, октябрь 2017 года.

Материал по итогам лекции Дмитрия для студентов бизнес-школы RMA, декабрь 2013 года.

Все новости >