Новости факультета
Выбор факультета
17 декабря 2019

Лекция «Практика управления центром современной культуры в регионе»

Во вторник, 17 декабря, лекцию для студентов группы «А-16» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» прочитает Алиса Багдонайте, директор по развитию центра современного искусства «Заря» (Владивосток). Тема занятия: «Практика управления центром современной культуры в регионе». Начало в 19.00. 

При подготовке рекомендуем ознакомиться с материалом, в котором Strelka Mag рассказывает о работе культурного центра «Заря».



Вирус культуры во Владивостоке: что изменила «Заря»

Strelka Mag подводит итоги первой пятилетки культурного центра «Заря» во Владивостоке, а его главный куратор Алиса Багдонайте рассказывает, как с первой выставки про феминизм уехало местное телевидение, люди заходили в галерею, думая, что это рынок, и, главное, что сейчас всё это кажется шуткой. За пять лет «Заря» обросла резиденцией для художников, коллекцией совриска под открытым небом и признанием жителей окрестных панелек.

Контекст: Владивосток, холмы, первая галерея современного искусства в городе

2006 год — группа компаний «Синергия» (сейчас Beluga Group) получает на аукционе территорию бывшей швейной фабрики «Заря». Комплекс краснокирпичных зданий в плохом состоянии. Производство на фабрике остановилось ещё в 1990-х: «Заря» обанкротилась, и около двух тысяч сотрудников потеряли работу. Вокруг фабрики — рынок и пастораль зелёных холмов, на которых только начинается строительство панельных многоэтажек.

Центр «Заря» открылся 1 августа 2013 года.

2014 год — заканчивается ремонт последнего из шести корпусов старой швейной фабрики. Основатель центра, предприниматель и владелец Beluga Group Александр Мечетин, решает провести реконструкцию всей территории по примеру московского «Винзавода». Историческую кладку сохраняют, инженерные коммуникации обновляют, вокруг укладывают новый асфальт и ремонтируют помещения. Их небольшую часть занимает центр современного искусства «Заря».




К тому времени его главным куратором становится Алиса Багдонайте. До того как возглавить центр, Багдонайте работала в Москве на «Винзаводе», в Музее архитектуры Щусева и Государственной галерее на Солянке. «Когда я первый раз приехала в „Зарю“, — вспоминает Багдонайте, — из окна увидела зелёные холмы, а по дороге к ЦСИ около остановки всё время сидели на корточках ребята в трениках с сигаретой за ухом». Теперь зелёные холмы плотно застроены многоэтажками, вокруг центра гуляют мамы с колясками. Впрочем, как подмечает Багдонайте, «сложно сказать, повлиял ли на обстановку культурный центр, или просто сменилась эпоха».

Несмотря на льготные условия аренды, креативные индустрии не спешат перебраться из тесных помещений, которые они занимают в центре Владивостока. Добраться оттуда до «Зари» можно за двадцать минут на автомобиле, который необходим каждой семье, просто чтобы преодолевать рельеф. Город разбит сопками на отдельные микрорайоны, общественный транспорт в виде «китайских уазиков» может стоять на остановках по семь минут, никуда не торопясь.

Концепцию «Зари» подточили под условия города — площади большими объёмами сдали среднему и крупному бизнесу. Цены на аренду и жильё в округе не выросли со временем. «Здесь изначально не было такой ситуации, как, например, в берлинском Митте, где недорогая недвижимость сначала привлекла богему, а потом взлетела в цене. Территорию бывшей швейной фабрики сдают за рыночные деньги, потому что она чистая, отремонтированная и охраняется, парковка регулируется», — поясняет Багдонайте.

Читать далее…


Читайте также:

«Художник должен иметь возможность поехать куда хочет и делать там что захочет» — Алиса о программе резиденций для художников в Выксе. Colta, май 2017 года.

«Делать не выставку, а дискуссию» — Алиса о выставке «Край бунтарей». «Приморская газета», апрель 2016 года.

«Самое интересное — раскачивать лодку» — интервью для сайта Aroundart, октябрь 2014 года.


Все новости >