Новости факультета
17 октября 2019

Выставка Йоко Оно открылась в Московском музее современного искусства

В Московском музее современного искусства на Петровке в рамках фестиваля «Территория» открылась выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное». Признание к художнице, достижения которой долго оставались в тени славы Джона Леннона, пришло не сразу. Зато сегодня ее имя стоит в одном ряду с классиками концептуализма, феминизма, перформанса и «искусства взаимодействия». Подробнее о выставке читайте в материале «Коммерсанта».

Главная часть выставки «Небо всегда ясное» заняла весь третий этаж музея. Белые залы, залитые неоновым светом, много воздуха и свободного пространства — в этом храме искусства все сделано для того, чтобы зритель погрузился в созерцание и постиг самую-главную-в-мире-истину. Но надолго отдаться во власть медитации не удастся. Тут, как Алису в Зазеркалье, посетителя выставки на каждом шагу подстерегают разные инструкции. Вернее, «Инструкции» — серия картин-текстов Йоко Оно, начатая полвека назад и растущая до сих пор. «Прикасайтесь друг к другу», «Смотрите на закат, почувствуйте, как движется Земля», «Прислушивайтесь к пульсу друг друга, приложив ухо к животу», «Смотрите на Солнце, пока оно не станет квадратным», ну и наконец, просто «Летай». Все эти концептуальные хокку и сегодня выглядят вполне себе современно, однако большую их часть Йоко придумала еще в 1960-е годы, в те времена, когда она присоединилась к самому авангардному на тот момент движению Fluxus.

Молодые художники андерграунда бунтовали против буржуазного искусства. Свои работы эти арт-революционеры создавали из всякого хлама, который подворачивался под руку, таким нехитрым образом поэтизируя жизнь и подчеркивая, что искусство не товар. В группу входили не только художники, но и музыканты, поэты и актеры — все, кто хотел экспериментировать, а не продавать. В этом американском «всёчестве» соединились разные виды искусства — перформанс, визуальная поэзия, театр, видео, коллаж, инсталляция и объект. Основным принципом группы была спонтанность: художники творили в «потоке жизни» — именно так переводится слово «fluxus», давшее название группе. Ее участники всячески провоцировали взаимодействие со зрителем, выступая против элитарного искусства, которое «трогать руками строго запрещено».

Читать далее…

Все новости >