Новости факультета
Выбор факультета
09 ноября 2020

«Я рад любому взаимодействию со студентами»

В разделе «Выпускники RMA — наши спикеры» дебют: рубрика полнится первым представителем факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Сегодня на наши вопросы отвечает выпускник самой первой группы арт-факультета Александр Буренков, куратор некоммерческого фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, куратор независимых образовательных и выставочных программ, арт-критик, лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Куратор года».




Для студентов RMA вы проводили лекции разных форматов: это были и выездные занятия, и онлайн-лекции, и традиционные аудиторные. Какой из этих форматов вы считаете наиболее предпочтительным, а какой — менее?

Весна 2020 неминуемо вывела лекции, предполагавшие живое общение и прямой контакт, в онлайн, но я рад любому взаимодействию со студентами.

С одной стороны, я отношусь с большим скепсисом к онлайн-образованию. Но с другой — вижу в нем потенциал для привлечения лекторов и студентов, разбросанных по всему миру и не связанных единым пространством учебной аудитории. Я преподаю в школе «Среда обучения», обучение в которой и до пандемии было построено на системе онлайн-семинаров. И эта форма — когда ты можешь увидеть и услышать голоса людей, не объединенных друг с другом географически, — показалась мне интересной и своевременной.

В этом году в фонде Cosmoscow, где я работаю куратором, я инициировал создание платформы «Ближе» в рамках конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина (Благотворительный фонд Владимира Потанина — один из первых частных фондов современной России, основан в 1999 году — прим. RMA). Участвуя в проекте, у художников, создающих для платформы экспериментальные образовательные онлайн-курсы, есть возможность выиграть денежный грант. Нашей идеей было создать экспериментальный полигон для тестирования новых форматов, предлагаемых образовательной системе именно художниками, для которых поиск нового визуального языка и новых методов проговаривания современности является основой профессии. 

О чем, на ваш взгляд, совершенно необходимо разговаривать с будущими арт-менеджерами?

По своему первому образованию я лингвист-переводчик, и на пути вхождения в художественную среду моим первым шагом было обучение в бизнес-школе RMA, что помогло мне лучше понять свои интересы, убедиться в том, что лично мне интересен не менеджмент, а проектирование культурных проектов, анализ художественного процесса с помощью текстов и логичного их продолжения – выставочных проектов. И уже став независимым куратором, понял, что менеджмент — слабая сторона культурных процессов, одна из главных проблем, способных убить любое даже самое инновационное начинание. Поэтому я всегда с большим удовольствием общаюсь со студентами факультета арт-менеджмента, чтобы они осознавали ответственность, лежащую на их плечах.

Наверное, главное, что должен давать преподаватель, работая с арт-менеджерами, это — понимание международного контекста. Необходимо расширять кругозор студентов, предоставлять экспертизу о передовых зарубежных институциях, стимулируя думать глобально и создавать проекты, которые не будут ориентированы на локальные аналоги.

Другой важнейший вопрос, который необходимо ставить перед студентами арт-менеджмента — рабочая этика. Арт-менеджмент — это также и вырабатывание этических правил взаимодействия с другими акторами культурной среды: с другими кураторами, галеристами, художниками, дилерами, критиками. Заниматься постоянным самообразованием, получать знания об искусстве, учиться умению вежливого, интеллигентного общения со всеми участниками арт-мира, уметь слушать их, понимать их проблемы и искать пути их решения – то, о чем, в первую очередь, должен думать любой начинающий арт-менеджер.

Третий момент, нуждающийся в освещении, — понимание того, что арт-бизнес довольно сильно отличается от других сфер бизнеса: в нем гораздо более важен человеческий фактор, эмоциональный интеллект и умение сохранять в нем свое человеческое лицо. Из-за легкого входа в профессию, многим кажется, что обладая опытом менеджмента, например, в автомобильном бизнесе, студенты сразу преуспеют в искусстве. Но не зная историю искусств, не имея никакой насмотренности, вкуса и понимания современного контекста, а также навыков дипломатии и ведения переговоров на человеческом языке, добиться результата не получится.

Если бы у вас была возможность посмотреть на себя как на преподавателя со стороны, какими бы прилагательными вы себя описали?

Со стороны, конечно же, виднее, поэтому лучше спросить самих студентов, но сам формат материала, который я даю студентам, требует вдумчивого погружения и анализа, поэтому я бы описал себя как человека, показывающего противоречивые и не самые очевидные стороны арт-мира, которые стимулируют более критическое отношение к собственным практикам и идеям.

Вы — выпускник первой группы арт-факультета бизнес-школы RMA. Помните время, проведенное в стенах RMA?

Во время учебы важнейшими аспектами для меня были панорамный взгляд на среду и общение с экспертами в диапазоне от стартаперов, связанных с цифровым бизнесом, до директоров музеев. Это было очень продуктивное время: я познакомился в том числе и с коллегами, с которыми после мы делали большой выставочный проект в Политехническом музее до его закрытия на реконструкцию. То был первый большой проект для меня, где я выступил в роли креативного директора. Это испытание полностью изменило понимание рабочего процесса — того, как можно работать с большими музеями, с большими партнерами, с художниками, которых я мечтал выставлять. Это была мечта, которая в один момент осуществилась и придала мне уверенности в будущем.

Среди студентов случалось встречать кого-то, в чьем успехе не было и тени сомнения?

Художественный мир настолько волатильный, что находится в процессе постоянных изменений, что большим фактором успеха было и остается везение или попросту стечение обстоятельств. Поэтому никогда нельзя наверняка предугадать успех того или иного проекта. Никогда нельзя предвидеть, насколько долго человек останется верным своим интересам, не поддавшись влиянию новых карьерных перспектив или не разочаровавшись в среде. Но, безусловно, человека со свежим взглядом и идеями видно сразу, как и тех, кто приходит сюда подготовленным, с конкретными целями и уже имеющимся опытом.

А какие слагаемые успеха будущего арт-менеджера вы можете выделить?

Самое главное в том, чтобы арт-менеджеры понимали свое истинное предназначение — от них, как ни от кого другого, зависит бесперебойное функционирование главных механизмов рынка и среды. Без них ни галеристы, ни кураторы, ни художники не смогут выстроить отлаженную инфраструктуру — ту, которую нам до сих пор, с момента крушения Советского союза, выстроить так и не удалось.

Нужно уметь делегировать задачи — очень точно определять, с чем ты сможешь работать и в чем разбираешься сам, а для каких задач  необходимо нанять дополнительного специалиста.

Очень не хватает людей с международным опытом, понимающих, как функционируют арт-проекты в разных контекстах. Важно научиться говорить на международном языке с локальным акцентом: русское искусство очень разнообразно и ничем не уступает зарубежным аналогам, но его до сих пор не знают, оно не до конца интегрировано в мировой дискурс — это все проблемы, которые могут быть решены правильной культурной дипломатией и маркетингом. Даже африканское искусство десятилетиями демаргинализоровалось такими кураторами-гигантами, вроде умершего в том году Окви Энвезора, всю свою карьеру пытавшегося вывести работы художников стран третьего мира на аванс-сцену современного искусства. Таких международных фигур в России почти нет, и мы по-прежнему оторваны от глобальной среды.

Нередко русские арт-менеджеры становятся персонами нон грата за рубежом, потому что зачастую ведут нечестную игру, не знают английский язык, не отвечают на письма, пытаются обмануть художников, не выплачивая им гонорары, или анонсируют экспертов жюри конкурса, не согласовав это с самими членами жюри. Кажется, начиная работать в сфере искусства, многие забывают о базовых правилах организации профессионального рабочего процесса. 

RMA в этом году исполняется 20 лет. Хотите нам что-нибудь пожелать?

Мы все переживаем сейчас непростое время, но я считаю, что любой кризис требует нетривиальные подходы к созданию новых проектов. И мы должны не переставать постоянно задумываться о пользе своих проектов, не терять критичность рефлексии и не продолжать заниматься чем-то по инерции, оставляя по дороге аудиторию и адекватность времени. Перед собой всегда важно ставить большие цели — если и делать что-то, то осознанно и то, что станет первым в своем роде. Но чтобы пойти дальше авантюрного прожектерства, нужно иметь хорошую команду, окружать себя профессионалами, никогда не прекращать учиться и не терять интереса к своей профессии.


Все новости >