Новости факультета
Выбор факультета
27 декабря 2021

«Хлеб у других музеев мы не отбираем» (большое интервью Зельфиры Трегуловой «Коммерсанту»)

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) объявила обширные планы на следующий год — 19 выставок разных масштабов и жанров: от очередного блокбастера, посвященного на сей раз Генриху Семирадскому, до персоналок современных отечественных художников. О том, как текущий момент сказывается на посещаемости, на доходах музея и на его перспективных планах, генеральный директор Третьяковской галереи, спикер факультета "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" Зельфира Трегулова рассказала Игорю Гребельникову.


Зельфира Трегулова проводит занятие на факультете Арт-менеджмент и галерейный бизнес. Фото: RMA



У Третьяковки весьма обширные выставочные планы на следующий год. Тогда как уже сейчас посещение музеев ограничено QR-кодами, в Госдуме обсуждаются законопроекты, связанные с дальнейшими ограничениями. У вас, как директора музея, и вообще у музейного сообщества есть позиция по этому вопросу, волнующему очень многих, в том числе и посетителей музеев?

Давайте разделять то, что сейчас обсуждается в Госдуме, и реальную ситуацию с посещением музеев, которое в Москве с 8 ноября возможно только по QR-кодам. И сравним это, например, с тем, что происходит в Европе, в Австрии, Нидерландах или в Саксонии, где вводится жесткий локдаун и музеи закрыты.

Закрыт с середины ноября и музей Альбертинум в Дрездене, где 2 октября открылась и с огромным успехом проходила немецкая версия выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германия» в декорациях великого Даниэля Либескинда. И эта выставка, над которой так много работали, будет закрыта до 9 января…

В таком случае посещение музеев по QR-кодам, конечно же, предпочтительнее закрытия. У нас в ноябре все равно было 145 тыс. посетителей, это очень высокий показатель, даже по сравнению с самым успешным месяцем этого года — с октябрем, когда к нам пришло 153 тыс. человек.

Сегодня ограничения, хотим мы этого или не хотим, стали нормой во многих странах. И мы были среди тех стран, которые приняли решение по QR-кодам в самую последнюю очередь.

Но если подобные регламентации позволяют каждому человеку, независимо от того привит он или не привит, попасть в музей, то я считаю, что и мы должны следовать этой норме. Думаю, и в декабре у нас будет примерно столько же посетителей, как в ноябре.

Но одно дело — большой поток на выставку Врубеля, а другое — серьезно опустевшие залы в Лаврушинском переулке. Все же из-за ограничений посетителей стало существенно меньше, а значит, падают доходы от продажи билетов и, наверное, от музейных магазинов?

Накануне у нас прошло собрание попечительского совета Третьяковской галереи, и я с вами охотно поделюсь цифрами. Самым успешным для нашего музея был 2019 год: 2 млн 836 тыс. посетителей, общий годовой бюджет музея — 3 млрд 129 млн руб., это и бюджетные и внебюджетные средства.

В 2019 году соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования — 36% и 64% соответственно, причем из них 42% мы заработали сами, 22% привлекли от партнеров и спонсоров. 2020 год, год ковида и локдауна на пять с половиной месяцев, был совсем другим, наши доходы и посещаемость упали на 70%.

Мы подвели сейчас итоги 2021 года, и оказалось, что бюджет музея оказался почти таким же, как в самом успешном 2019 году, ну, меньше всего на 29 млн. А те средства, которые мы сами заработали и привлекли в 2021 году, очень непростом и для нас, и для бизнеса, который нас поддерживает,— в сумме всего на 15,3% меньше, чем в 2019 году: разница компенсируется государственными дотациями.

Мы получили дополнительные деньги на зарплаты сотрудникам и надеемся до конца года получить еще один транш. Хочу обратить внимание: мы сами очень активно зарабатывали. Продажи в музейных магазинах не упали, а выросли благодаря успешным выставкам и сопутствующим им каталогам и сувенирам.

Мы даже допечатываем некоторые издания. Или, скажем, очень успешными оказались худи, выпущенные к выставке Врубеля с компанией «Твое». В этом году по сравнению с 2019 годом продажи в музейных магазинах выросли на 39 млн руб.

Этот год стал абсолютно рекордным и по привлечению спонсорских средств, я очень благодарна всем нашим партнерам и меценатам. Но они видят, как мы работаем: мы осуществили все запланированные выставки.

Кроме одной: выставку современного искусства Индии пришлось перенести на конец мая 2022 года — сначала она перенеслась из-за эпидемиологической ситуации в Индии, а потом залы для нее уже были зарезервированы под выставку современного искусств Европы «Многообразие/Единство», этот важный межгосударственный проект мы не могли двигать по срок

Читать дальше…
Все новости >