Новости факультета
Выбор факультета
10 марта 2023

Лекция «Искусство как инвестиция»

В субботу, 11 марта, на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» пройдет лекция, которую для студентов групп «А-26»и «А-27» прочитает заместитель главного редактора издания The Art Newspaper Russia Татьяна Маркина. Тема: «Искусство как инвестиция». Начало в 12.00. Аудитория: Dee. При подготовке рекомендуем ознакомиться с одной из статей Татьяны, опубликованных TANR, а также некоторыми другими материалами.


Фото: TANR


Линейка, статистика и нюх: методы оценки искусства. Как формируются цены на произведения искусства? Сколько стоит квадратный сантиметр живописи?

Аукционный дом Sotheby’s купил индекс Мея — Мозеса, одну из самых старых научных методик, позволяющих спрогнозировать стоимость произведений искусства. Теперь его эксперты смогут с цифрами и графиками в руках убеждать клиентов, что пришло время покупать. Мы решили вспомнить, какие способы оценки искусства, в частности живописи, существуют в мире, и классифицировать их.

По покупателю

Российские антиквары любят анекдот, описывающий процесс оценки полотна. Прежде чем смотреть саму картину, арт-дилер спрашивает: «Мы продаем или покупаем?»

Когда это услышал один статусный представитель аукционного дома Sotheby’s, то очень смеялся и сказал: «Мы тоже это спрашиваем».

Это основанная на опыте необходимость выяснить эмоциональную заинтересованность клиента (насколько сильно он хочет купить или продать картину) — в других методиках оценки, сугубо научных, она же может присутствовать в виде специального коэффициента.

Один из петербургских арт-интернет-магазинов и сейчас поучает художников, как назначать цены. Нужно исходить из того, кто покупает: инвестор (с этих можно урвать побольше), коллекционер («они, как правило, небогаты») или дизайнер-оформитель (который в любом случае не выйдет за рамки бюджета).

По размеру и площади

В 1990-е постсоветские годы, эпоху бурного зарождения российского арт-рынка, был такой способ формирования цены: длинная сторона картины плюс три нуля, и это в долларах. Применялся он для академиков, например Шишкина или Айвазовского (к 80 см дописываем 000 — получается $80 тыс.).

Сейчас с первыми именами уже не сработает (продешевим), а с академиками второго ряда может и получиться.

Цена, конечно же, зависит от размера — но не напрямую, а по некой параболе. Маленькая картина одного и того же автора обычно стоит дешевле той, что побольше, но до определенного предела.

Неким «золотым», самым удобным для частной коллекции оказывается размер с длинной стороной не более метра.

Читать дальше…

Читайте также:

Другие материалы Татьяны Маркиной, опубликованные на сайте The Art Newspaper Russia

Арт-банкинг: инвестиции как искусство (материал «Ведомостей»).

Что нужно знать об инвестициях в искусство (материал «Коммерсанта»).
Все новости >