Новости факультета
Выбор факультета
25 сентября 2020

«Мой курс из трех лекций для RMA готовился полгода»

Сегодня в нашей, ставшей уже традиционной, рубрике «Выпускники RMA стали нашими спикерами»Тома Силантьева, которая была генеральным продюсером фестиваля «Усадьба Jazz», делала фестиваль «О, да! Еда!» и проект «Fan Zone FIFA». Тома училась в группе «ШБ-15» факультета «Менеджмента в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», добилась очевидных успехов в профессии, а ныне рассказывает студентам факультета о том, как организовывать крупные фестивали и проводить их на высочайшем уровне.



Фото предоставлено Томой Силантьевой


В современном мире люди делятся на два типа. Люди первого типа — консервативного — полагают, что высшее образование — вещь, совершенно необходимая. Вторая категория — люди нового типа, считающие, что высшее образование — штука не необходимая и, в некотором смысле, даже избыточная. К какому типу людей ты отнесла бы себя?

Мне кажется, это излишняя категоризация. Я не назвала бы себя консервативным человеком. Я, напротив, — очень толерантный человек. Но мое мнение, скорее, в пользу высшего образования. Я сужу по себе: я закончила юридический, отучилась пять лет и ни разу не работала по профессии. Кто-то бы сказал — зря. Но, на самом деле, пять лет в университете — это навыки, которые тебе помогают, даже если ты не будешь работать по профессии.

Другое дело, если ты увлечен чем-то с раннего возраста. Яркий пример — Максим Михеенко (сооснователь и генеральный директор игровой студии с мировой известностью 5518 studios, создатель игровой графики игр «Fortnite», «Star Trek» и «World of Tanks», — прим. RMA). Он с четырнадцати лет рисовал какие-то комиксы, а потом стал делать это в дизайнерских программах, в итоге — живет в Калифорнии и у него свое агентство по 3D-анимации. Такие истории, конечно, не предполагают наличие образования, потому что у человека уже есть цель, идея и мечта, и он знает, куда двигаться. А если человек вышел из школы и не знает, чего он хочет, то ему, конечно, стоит себя где-то попробовать и с чего-то начать. Скажем так — высшее образование помогает лучше определиться в жизни.

Сейчас ты являешься спикером RMA. Когда-то была студентом. Что на твой взгляд труднее — учиться или преподавать?

Труднее — учиться. Потому что есть многое, что тебе неинтересно, и нужно из огромного количества информации выявлять то, что тебе интересно, как-то это аккумулировать в своей голове, а потом еще экзамены сдавать.

С преподаванием легче, потому что все, что ты планируешь, тебе интересно. Весь курс, который ты готовишь, он интересен тебе самой, и ты зажигаешься, что очень вдохновляет. Но, с другой стороны, преподавание требует гораздо большее ресурсов, чем обучение. К примеру, мой курс готовился полгода — у нас были встречи с коучем Михаилом Лисовым (руководитель команды разработки обучающего портала Volkswagen Group Rus, менеджер проектов в сфере дистанционного обучения  — прим. RMA) два раза в неделю по три часа на протяжении полугода, что дало презентацию на шестьдесят слайдов и тоненькую методичку. Этот курс всего на три лекции, и я не представляю, как готовят курсы на полгода-год. 

А что интереснее?

Интереснее, мне кажется, преподавание. Но учиться я тоже люблю. Я до сих пор хожу в RMA, как студент, на тех лекторов и на те темы, которые мне интересны. Мне очень нравится слушать.

Ты помнишь свою первую лекцию в качестве спикера? Расскажи, когда это было, как прошло и что ты чувствовала тогда?

Именно первая серьезная лекция — на два часа — была в RMA. До этого у меня были какие-то выступления на музыкальных форумах по 30-40 минут. Но мы настолько, честно говоря, задолбались готовить курс, и он сожрал столько моего ресурса, что мне уже было пофигу. Я прилетела из Сочи в одиннадцать утра, и в шесть мне надо было быть в RMA на Курской, а я живу за городом. То есть мне надо было из аэропорта доехать домой, быстро собраться, добраться до Артплея — у меня просто не было времени волноваться.

Есть ли у тебя какой-то абстрактный или, может быть, вполне конкретный преподавательский образ, к которому ты стремишься в роли педагога?

В любой сфере — не имеет значения, клиент ты, заказчик, подрядчик, исполнитель, руководитель команды или преподаватель — мне важно, чтобы это были дружеские, максимально доверительные отношения. Я со всеми общаюсь на «ты». Чем ты проще, тем лучше тебя поймут. Поэтому у меня образ «друга». Я рассказываю все, как будто я пришла к друзьям выпить вина вечером и рассказать, как у меня день прошел, — вот я так веду лекции. Стараюсь, по крайне мере. Ребятам вроде понравилось, насколько я знаю.

Скажи, а о чем твои лекции?

Об организации крупных мероприятий на открытом воздухе — на пустом поле, например. О том, как сделать так, чтобы к нам пришли люди, и что нужно сделать для того, чтобы мероприятие состоялось. У нас всего три лекции, а в сферу организации мероприятий входит порядка шести — семи огромных блоков работы, про каждый из которых можно еще на десяти лекциях рассказывать. Мы даем классическую структуру, которую можно уже адаптировать под реалии рынка. 

Встречались ли студенты, смотря на которых, у тебя не было сомнений в том, что человек «выстрелит»?

Да, конечно. Не только студенты, но и просто люди с идеей. Я сразу считываю идею — зайдет она или не зайдет, насколько она будет востребована на рынке, к каким спонсорам можно пойти. У меня очень быстро складывается алгоритм. Но если идея провальная — я никогда не говорю. Пресекать нельзя. Я считаю, что любую идею надо поддерживать — «да, это круто, давай делать!». И когда человек начинает работать над своей идеей, он рано или поздно сам понимает ее косяки, которые можно исправить и довести до более выигрышного формата.

В твоем интервью RMA пятилетней давности, ты рассказывала о том, что твой профессиональный путь начался с большого провала, когда на фестиваль пришло всего шестьдесят человек из возможных двух тысяч. Что бы ты могла посоветовать из личного опыта тем студентам, которым, возможно, тоже предстоит столкнуться с крупными неудачами?

Мне кажется, что столкнуться с тем, с чем столкнулись мы в 2005–2006 годах сложно — сейчас такое колоссальное количество информации в интернете, а тогда же вообще ничего не было. Мы начинали осваивать рынок с нуля. Я лично раскладывала флаеры о мероприятиях на лавочках в Парке Победы, потому что, мне казалось, что раз в этом парке так много людей, то они обязательно это прочитают и им это будет интересно. Плюс сейчас есть диджитал-реклама, таргетинг... и, так или иначе, людей набрать намного проще, чем сделать, например, хороший контент, от которого и так в данный момент ужасный переизбыток.

А посоветовать я ничего не могу, потому что это зависит от личности. Бывает, что кого-то неудача закаляет, и у человека открывается новый фонтан энергии, он думает — «ничего страшного, фигня случается, двигаем дальше». А кого-то неудача опускает на такое дно, что человек погружается в депрессию длиною в несколько лет. Такое бывает с падением бизнеса. Я наблюдаю эту картину сейчас у большого количества людей в связи с пандемией, — и тут ничего не поделаешь. Нужно просто ждать, пока этот период пройдет, человек наполнится энергией и начнет что-то делать. Универсального совета нет. Поспи! — вот мой совет на все случаи жизни. Если у тебя что-то не так — ты ляг и поспи. Утром будет лучше всегда!

Нашей школе в этом году исполняется двадцать лет. Что бы ты могла пожелать нам и нашим студентам?

Наверное, уверенности в себе и в своих идеях. Никогда не нужно бояться их транслировать, потому что, если идея живет в голове, а ты ее не рассказываешь, то она, как птица в клетке, — а это плохо. Все, что приходит в голову, нужно транслировать куда-то. И больше делать. Меньше думать, больше делать! Просто начинай! Главное — начать, а дальше вселенная сама даст тебе путь.


Беседовала Виктория БУЯВЫХ



Все новости >