Новости факультета
Выбор факультета
31 августа 2023

«Музыкальный менеджер обязан быть наслушанным и наслышанным»

Мы продолжаем рассказывать о наших выпускниках, которые со временем сами стали спикерами RMA. Сегодняшний наш собеседник – Павел Жилов, основатель и глава лейбла Chizhrecords, два года назад окончивший факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» и теперь активно на нем преподающий.

Павел, с тех пор, как мы с вами беседовали в прошлый раз, прошло два года. Это было сразу после защиты вами диплома, и диплом этот целиком и полностью был посвящен деятельности лейбла Chizhrecords, тогда только-только запущенного. Что с ним происходит сейчас?


Павел Жилов во время защиты диплома на факультете Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений. Фото: RMA


У нас много событий, мы довольно активно продвигаем себя и своих артистов, в том числе – в регионах.

Например, недавно мы участвовали в жюри финала отборочных туров фестиваля «Улетай», который в июле пройдет в Удмуртии.

А этим летом представим весь пул музыкантов нашего лейбла на крупном музыкальном фестивале в Уфе.


Это, что касается ближайшего будущего. Если же говорить о несколько более отдаленной перспективе, то в следующем году мы готовимся отмечать сразу два суперзначимых юбилея – 30 лет группе «Чиж и Со» и 45 лет – «Воскресению».


Павел Жилов с вышедшим на лейбле Chizhrecords трибьютом Чижу. Фото из личного архива

 
Это то самое «Воскресение», с Алексеем Романовым?

Да, совершенно верно, то самое. Это одна из самых, наверное, уважаемых, самых узнаваемых групп русского рока старой школы.

И, если говорить о главном событии, случившемся с Chizhrecords за последние два года, то это без сомнения – начало сотрудничества с этим коллективом.


В какой они сейчас творческой форме?

Сейчас – в оптимальной. Да, было время, когда группа переживала определенный спад, выступала в основном на площадках клубного формата, не самых вместительных – по 100-200 человек.

Но теперь, благодаря в том числе нашим совместным усилиям, они вновь вернулись в тысячные залы, они собирают аншлаги.

В прошлом году мы праздновали 70-летие Алексея Дмитриевича. А прямо сейчас «Воскресение» в туре, с начала года мы отыграли уже концертов двадцать пять или что-то около того.

Права на их бэк-каталог тоже переданы вам?

Да, каталог «Воскресения» у нас, его управлением занимаюсь непосредственно я.

Отдельный участок работы – ситуация с авторскими правами. Там, если честно, все до недавнего времени, находилось в полном беспорядке, просто черт ногу сломит.

Группе – много-много лет, за это время в ней переиграла тьма народу, поди пойми, кому, чьим наследникам там что принадлежит.

Чтобы все это как-то устаканить, мы ведем большую, довольно монотонную, но совершенно необходимую работу, в том числе пытаемся выяснить отношения с компаниями, которые все вроде на виду, которые издают музыку «Воскресения», но у которых, как выясняется, законных оснований делать это нет.

Де юре – они пираты. И если нам с ними не удастся договориться, что называется, по-хорошему, то дальше – только суды.

Что это за компании?

Например, «Мороз Рекордс». Они издают довольно знаменитую в наших краях серию «Легенды русского рока», куда включены в том числе и две подборки хитов «Воскресения».

Когда им задают вопрос о правах на эту музыку, они, как правило, отвечают, что раз они эти сборники придумали и, так сказать, укомплектовали, значит они и есть правообладатели, но с юридической точки зрения это точно не так…

Или есть еще такая компания - «Бомба Мюзик Москва» – они тоже издают «Воскресение», утверждают, что у них есть некие договора, но когда мы их запрашиваем, они никаких документов не предоставляют.

Спрашивается, почему? Ведь если людям нечего скрывать… Ну, вы понимаете…

Вы сказали, что подписание «Воскресения» - главное для вас событие последнего времени. А какие еще изменения произошли в составе артистов, с которыми работает ваш лейбл?

Здесь все достаточно обычно, в рабочем порядке: кто-то уходит, кто-то приходит.

Например, Павел Пиковский – мы больше не являемся организаторами его концертов, работаем только по издательству.


Что касается других артистов, то на данный момент, помимо собственно «Чижа» и «Воскресения», с нами работают группа «Корсар», группа «Пасека», «Tomago4e»



Этот список может увеличиваться, расширяться. Мы ведь постоянно отслушиваем присылаемые на лейбл демозаписи. И Миша Русин, наш главный консультант, гитарист «Чижа», и я сам… Поток музыки идет огромный.


Михаил Русин. Фото: schizh.ru


Если говорить о тех, кого мы относительно недавно взяли на контракт, то вот – есть такая группа, Genial Band, молодая, год им исполнится в июне. Пока их концерты собирают по 100-200 человек, но мы видим хорошую перспективу.


Сейчас они пишут у нас уже второй свой альбом.

И еще одну команду планируем в ближайшее время подписать…

По стилю это что?

Главным образом блюз, рок… В основном молодежь, которая к нам тянется, она это делает во многом с учетом именно нашего бэкграунда. Проще говоря, исторически они – поклонники «Чижа», того же «Воскресения»…

Хотя бывают и исключения. Вот сейчас взяли одну девушку, стиль, в котором она работает, это совсем не то, на чем мы обычно специализируемся. Скорее – поп-панк…

Как на работе лейбла, на ваших артистах отразилась ситуация, возникшая после начала СВО?

Потеря у нас, по сути, одна единственная. У нас был артист, россиянин, но – англоязычный, с которым мы рассчитывали выйти на западный рынок. Планировали запись на Abbey Road.

Естественно, после начала СВО пришлось от этой затеи отказаться. Мы расторгли контракт по обоюдному согласию.

В остальном я бы сказал, что существенно эта ситуация на нас не отразилась. Если говорить о доходах от стриминга, то мы своим артистам все, что положено, выплачиваем аккуратно, вовремя.

Вообще, мне кажется, что люди, которые утверждают, что стриминг в России падает, они не очень-то в этом вопросе разбираются.

Что еще? Могу сказать, что уход иностранных правообладателей позволяет нам теперь еще более активно представлять свою музыку в кино. Контракты по синхронизации увеличились.

Мы по-прежнему очень активно работаем с винилом, здесь тоже наблюдается рост. И даже – с бобинами.

Это, правда, не массовое явление - рассчитано исключительно на коллекционеров.

Выискиваем редкие мастертейпы, реставрируем, издаем.

В партии – от 100 до 300 катушек, не больше. И да, это – достаточно дорого. Одна бобина обходится покупателю в районе 500 долларов.

Не испытываете ли вы сейчас проблем с аппаратурой, с оборудованием для студии?

У нас на данный момент студия укомплектована. Пока острой необходимости что-то новое приобретать нет. Появится – будем изыскивать возможности.

Но – надо признать: все действительно сильно подорожало. Например, микрофоны, которые раньше стоили по 80-100 тысяч, они сейчас доходят до полумиллиона за штуку.

С другой стороны, раньше мы испытывали определенные сложности с лицензированием некоторых плагинов для обработки звука. А сейчас эта проблема отпала потому, что их производители сами заблокировали для России сервер, который проверяет лицензии.

То есть, раньше мы за это платили, а теперь просто загружаем – и все. Получается, они сами себя загнали немножко.

Еще одно событие, случившееся в промежутке между двумя нашими беседами – прошлой и нынешней: вы стали спикером факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», который сами в свое время окончили. Как принималось это решение? Вы сами предложили свои услуги в новом для себя качестве или предложение исходило от руководства Бизнес-школы?

Могу сказать так: я не раз высказывал Марине Васильевне свои соображения относительно улучшения программы, дополнения, оптимизации информации, которую студенты получают в процессе учебы, и в конце концов это вылилось в конкретное дело, в конкретные лекции, в преподавание уже на постоянной основе.

При этом весь курс, который я читаю, он основан исключительно на практике, на личном опыте работы с артистами, выступающими вживую, представляющими блюз, рок, какие-то смежные жанры.

У меня никогда не было амбиций лезть, например, в хип-хоп – это вообще не моя, не наша история, это - совершенно другая культура…

Первая моя лекция была о монетизации, об основных и дополнительных видах доходах артиста – это как раз то, о чем я писал диплом…

Помните, как прошло это первое занятие? Вы волновались?

Естественно, немного волновался. У меня был небольшой опыт преподавания – я сам по образованию юрист, и в свое время пробовал преподавать юридические дисциплины именно будущим юристам, но здесь ведь – совсем другая история…

Впрочем, с волнением я быстро справился. Когда видишь, что твоя информация аудиторией воспринимается доброжелательно, что она ей интересна, что она вызывает живой отклик, это не просто успокаивает, это еще и вдохновляет…

Так что вслед за первой лекцией последовали и другие. Сейчас я провожу занятия по юридическим, экономическим основам музыкального бизнеса, рассказываю о концертно-гастрольной деятельности, о ее технической составляющей, о краудфандинге…

И все это, повторюсь, основано на практике – на том, с чем мы работаем каждый день.

Как вы формулируете свои цели как спикера?

То есть, зачем мне все это? Ну, в первую очередь – для саморазвития. Когда я готовлюсь к лекциям, а я к ним готовлюсь весьма тщательно – я сам дополнительно углубляюсь в те темы, которые мне предстоит раскрыть перед студентами, что-то новое для себя узнаю, какую-то информацию оцениваю, какую-то перепроверяю, какую-то отсеиваю…

Потом – преподавание - это общение с перспективными людьми. Я взаимодействую со многими из тех, кому читал и читаю лекции.

Кого-то из них рекомендую коллегам – вот, например, Валерия Трубникова из «ШБ-49» сейчас по такой рекомендации стажируется в качестве помощника продюсера в Доме кино…

А с Романом Веремьевым из «ШБ-48» мы запустили, довели до старта его лейбл Eco Music. Я как юрист сопровождал все его контракты с дистрибуторами, консультировал по моментам, связанным с взаимодействием с РАО, с ВОИС…

Какой вы преподаватель? Требовательный?

Я – требовательный, да. Но не в плане того, что мне непременно нужно кого-то что-то заставить делать.

Просто я считаю, что к человеку, который пришел в нашу профессию, который намерен ей заниматься всерьез, должны предъявляться определенные требования.

И лучше бы, конечно, не я их предъявлял, а этот человек – сам к себе…


Павел Жилов. Фото из личного архива


Что это за требования?

Во-первых: такой человек должен реально любить, реально знать музыку, много ее слушать. Музыкальный менеджер, который ничего не слушает, который не в курсе не только музыкальных новинок, но и музыкальной истории – ну, это, по меньшей мере, странно.

Потом – реальная заинтересованность своим делом. В RMA – отличная программа, великолепные, компетентнейщие спикеры.

Но – то, что студенты от этих спикеров получают, они должны не просто слушать и запоминать. Они должны это пропускать через себя, анализировать – причем с использованием каких-то других, может быть – альтернативных источников информации.

Те, кто такими источниками пользуется, кто их ищет и находит, кто много читает по своей теме – таких людей сразу видно. Общаться с ними гораздо интереснее и продуктивнее, чем с теми, кто этого не делает.

То есть, музыкальный менеджер должен быть: а) наслушанным и б) наслышанным.

Находиться в актуальном информационном поле, не выпадать из него – это чрезвычайно важно.

Поэтому я призываю наших студентов и вообще всех коллег: читайте, читайте много!

Читайте профильные телеграм- каналы.

Читайте международные отчеты – тот же IFPI.

Читайте статистику на «Яндекс. Музыке». Кто, где и что слушает? Какая музыка заходит, а какая – не очень.

Это все важно, это тренирует мозг.

И это, наконец, очень помогает в реальной работе с реальными артистами.
Все новости >