Истории успеха

09 июня 2017
Мария Ланг, шеф-редактор «LA Group»

Мария Ланг, шеф-редактор «LA Group»

«Обучение было просто прекрасным. Сначала лекцию нам читал Олег Нестеров, который вводит в волшебное состояние, говорит о творчестве и вдохновляет на свершения. Потом — Евгений Сафронов, который приземляет, рассказывая прямо о сложности этой работы. Мне всегда нравились более жесткие преподаватели, которые чуть ли не отговаривали нас от работы в шоу-бизнесе. Было много практических лекций про то, как устроена билетная политика или как организовать гастроли. Все эти лекции мне помогли — я понимаю, с кем работаю, понимаю, что входит в зону ответственности менеджера звезды и как найти с ним общий язык».

Мария Ланг начала проходить стажировку на проекте Лины Арифулиной уже через две недели после начала обучения на факультете «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Упорство и ответственность помогли Марии проявить себя, теперь она работает в мастерской «LA Group» над проектами «Лига ораторов» и «Дай пять!». Нашему сайту выпускница RMA рассказала, кому стоит идти в шоу-бизнес и что нужно сделать, чтобы получить работу.




Почему после восьми лет работы в банке вы внезапно решили заняться музыкальным бизнесом?

Я, вообще, закончила журфак МГУ, но работать журналистом не захотела. Второе образование — банковское дело в ВШЭ. Обстоятельства сложились так, что я попала в банк и осталась там на восемь лет, — у меня была стабильная работа, но скучная. Во время кризиса я попала под сокращение, чему, как ни странно, обрадовалась. У меня появилось время просто остановиться и задуматься: «Что я хочу делать?».

Однажды на Артплее я случайно встретила знакомую, которая предложила сходить на открытую лекцию по музыкальному бизнесу в RMA. У меня были свободные два часа, и я подумала: «Почему бы и нет, я же люблю новую информацию и увлекаюсь музыкой». Когда я шла на эту лекцию, я даже не думала о дополнительном образовании, мне просто было интересно. В общем, это была любовь с первого взгляда, я захотела учиться именно в этом месте, именно на этом факультете.

То есть ваша карьера в индустрии началась с RMA?

Да, уже через две недели учёбы я начала общаться с Линой Арифулиной. Это была стажировка на программе «10 самых с Лерой Кудрявцевой», для которой нужно было написать тексты. Вся суть программы — Лера объявляет звезду в строчке рейтинга, а затем идет мини-репортаж по теме, для которого я как раз и писала текст. Мне нужно было написать по 10 текстов для 24 выпусков.



Мария Ланг с Лерой Кудрявцевой

Были ли правки, много приходилось переделывать?

Правки были всё время, нужно было что-то сокращать или искать другие факты. Точно не помню уже. Единственное, что я четко помню, — эта работа заняла три месяца сидения перед компьютером и три дня съемок. Мне было тяжело, но я поставила себе цель доделать этот проект. Я не знала, что будет дальше, но понимала, что такая возможность — это круто, человек с улицы ее не получит. Во время стажировки я работала с шеф-редактором и с Линой, которая, конечно, не занималась только со мной, но многое объясняла, показывала, что происходит, я же никогда до этого не была на съёмках.


Вы участвовали в других стажировках во время обучения в RMA?

Да, работала на концертах: бегала за кулисами, водила звезд до сцены и обратно. Было невероятно интересно смотреть, как расписаны гримёрки, как устроена вёрстка, как работают организаторы, — это всё была магия для меня. Несмотря на то, что я просто водила Веру Брежневу туда-сюда.

Я считаю, если человек хочет работать в шоу-бизнесе, то ему просто необходимо хотя бы пару раз побегать на таких вот, казалось бы, простых стажировках. Как только ты попадаешь туда, куда не пускают людей без специальных бейджей, ты уже попадаешь в другую атмосферу, и нужно просто понять, нравится тебе она или нет. Осознать, что это не разовый праздник с конфетти, который мы видим на сцене. Эта напряженная работа многих людей, почти всегда происходит что-то внеплановое и это нужно экстренно решать.

Я была на стажировках за кулисами четыре раза, и сейчас на съемках понимаю, как это было полезно. Я знаю, как все устроено, и меня не пугает, что вокруг постоянно что-то происходит и сколько всего нужно решать в минуту.

Насколько ваши представления о том, что происходит за кулисами, сопоставились с реальностью?

Я часто ходила на концерты и другие мероприятия и всегда прекрасно понимала, что за кулисами — совершенно другой мир. Я не разочаровалась, не очаровалась, всё именно так, как я это себе и представляла. У меня был очень трезвый взгляд, я никогда не воспринимала закулисье как способ быть ближе к звездам и вести какую-то светскую жизнь. Я не шла за праздником, я шла делать праздник.

После работы на «10 самых» вы продолжили работать с Линой?

Да, после этой стажировки меня начали приглашать редактором и помощником на небольшие частные мероприятия. Я там была на подхвате: брала интервью для подготовки мероприятия, просто ездила с камерой и задавала вопросы. Совершенно простую работу делала.

Сейчас я веду два проекта как шеф-редактор — это «Лига ораторов» и премия «Дай пять!».

«Лига ораторов» — общероссийский интернет-конкурс. Этот проект мы реализовываем совместно с Российским движением школьников (РДШ). По условиям этого конкурса команда школьников должна подготовить конкурсное видео, в котором каждый участник должен представить свое направление: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно-медийное направления. Эти ролики оценивают эксперты: Лина Арифулина, разные телеведущие и звезды шоу-бизнеса, и один представитель от РДШ. Нам прислали заявки более 200 школ. Уже прошёл первый тур. Это были достаточно тяжёлые съёмки — три дня по 12 часов мы снимали, как эксперты смотрят и оценивают видео. Сейчас будет второй тур и финал, где одна из школ победит. В этом проекте на мне уже большая ответственность — скоординировать процесс, подготовить материалы к записи и всё остальное.



Съемки программы «Лига ораторов»


Второй проект, который недавно прошёл, — это национальная премия «Дай пять!». Номинации в принципе обычные — лучший артист, спортсмен, певец, блогер и так далее, но голосуют за них только дети от 7 до 16 лет. Премия была сделана для того, чтобы показать, что у детей совершенно другой взгляд не то что на шоу-бизнес, а на медийную культуру в целом. Было интересно узнать победителей.

Что вас удивило в выборе детей?

Не то чтобы удивило, но когда мы начинали готовиться к премии, некоторых артистов я, честно говоря, не знала. Просто потому, что мне не 17 лет. Сейчас я прекрасно разбираюсь, кто поёт и о чём, но год назад я для себя открывала Мота, Егора Крида, Кристину Си, группу M-band, которых дети обожают и голосовали именно за них.


Расскажите подробнее о работе над премией?

Сначала мы делали предварительный опрос молодёжи, чтобы узнать, что им нравится. Далее был приглашен звездный экспертный совет, в который входили Денис Мацуев, Андрей Малахов, Константин Меладзе, Сергей Безруков и многие другие. Это был долгий процесс. В итоге был сформирован список из 10 претендентов (10 певцов, 10 певиц и так далее), и начался всероссийское голосование школьников от 7 до 16 лет.

Естественно мы продумывали, каких звёзд приглашать, составляли списки, кого бы хотели видеть во вручантах. Составить список звёзд и гостей — это сложный процесс, потому что есть много разных «но» и не все могут прийти на премию. Например, скандальных личностей мы не хотели приглашать, это все-таки детское мероприятие, поэтому мы предпочитали звезд, у которых есть семьи и дети. На словах вроде быстро, но это непрерывный процесс. Я координировала редакторов по вип-гостям, которые непосредственно обзванивают звёзд и приглашают принять участие. Если кто-то не мог приехать, нужно было быстро найти другого человека, подходящего под концепцию и свободного в день съемок.

Ближе к премии мы просто всё время сидели в мастерской и постоянно решали кучу различных вопросов: составляли план и верстку программы, решали вопросы со звездами, отслеживали этапы голосования. То есть мы всё время находились в состоянии выполнения множества заданий, которые в итоге складывались во что-то цельное. Например, вся команда придумывала варианты сценария, разные «фишки», давала идеи сценаристу. Если посмотреть премию, то у нас каждое вручение — какая-то «фишка»: то Гоша Куценко выезжал на сегвэе, то Иосиф Кобзон выносил виниловую пластинку, то взрывалась колонка, чтобы получить конверт с именем победителя.

Непосредственно во время премии на мне была координация, работа со стажёрами, которым нужно было рассказать про обязанности и контролировать выполнение. Стажеры работали со звездами, последние сидят в зале во время премии, их нужно вовремя пригласить, проговорить сценарий, надеть микрофон. Кстати, даже грамотно рассадить гостей — огромная работа, мы занимались этим два дня.

В общем, все прошло хорошо, будем надеяться, что в следующем году она тоже состоится. Это был захватывающий процесс: было много ответственности, много интересных и нервных моментов, много нового опыта.



Со студентами факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» на стажировке на премии «Дай пять!»


Вы описали два детских проекта. Расскажите, есть ли особенности работы с детьми?

Я сейчас вспомнила, что их было три. Третий — это программа для телеканала «Карусель» «Горячая десяточка». Передача выстроена по принципу программы «12 злобных зрителей», на MTV такая была. То есть у нас в студии сидели дети и обсуждали детские клипы. Вы не представляете, какая есть удивительная прослойка клипов с детьми 7–16 лет. Для меня это было тоже своего рода открытие. Про нишу детских и подростковых клипов мало кто знает. Я как редактор сделала выпусков двадцать для этой программы. Отсматривала клипы, писала тексты ведущим, координировала процесс во время съемок.

Про работу с детьми. Главное ограничение — цензура, то есть нужно подобрать правильный репертуар, внимательно писать сценарий, не скатываясь в телепередачу для малышей. Есть много ограничений, которые нужно красиво обойти. Нужно сделать все без таких банальных приемов привлечения аудитории, как голые люди и грубые слова.

Аудитория этих передач — детская или взрослые тоже смотрят?

«Горячая десяточка» детская совсем, родители, конечно, могут посмотреть, но, я думаю, им вряд ли будет интересно. Премия «Дай пять!» же больше семейная, церемония была красочная и необычная, в ней было много звёзд. Она сделана так, чтобы было интересно всем.

Эту премию даже полезно посмотреть родителям, чтобы быть на волне со своими детьми, понять, что у детей может быть своё мнение, и оно может кардинально отличаться от вашего. Родитель, может, считает, что надо бременских музыкантов слушать, а ребёнок говорит: «Нет, я хочу Мота слушать. Песню „Капкан“».

Сколько примерно занимает подготовка одного проекта.

Всегда по-разному. Премию мы активно начали делать с ноября прошлого года, то есть в ноябре уже начались отбор звёзд и опросы молодёжи. Если говорить о «Лиге ораторов» — там всё было очень сложно, потому что это первый такой проект, надо было собрать видео со всей России, объяснить школам, что нужно сделать. Процесс очень затянулся.




Судя по тому, что вы рассказали, вы универсальный специалист — можете писать, редактировать, координировать и контролировать.

С Линой не работают неуниверсальные люди. Все в команде умеют делать почти всё. Строгих рамок профессииу нас нет. И это круто, потому что реально некогда скучать. Если бы я всё время писала тексты, наверное, в какой-то момент мне бы стало очень скучно. А здесь я всё время то пишу, то редактирую, то составляю список звёзд, то пишу официальное письмо, то контролирую работу стажеров. Кроме крупных телевизионных проектов мы делали еще несколько мероприятий, например, организовывали благотворительный проект «День диабета» для Ru.tv, там я была координатором репортажных съемок. У нас нет графика и четких должностных инструкций, мы должны быть готовы ко всему.

А как вам такой график, особенно после восьми лет стабильной работы в банке?

Мне нравится. Тут все время что-то происходит, нет одних и тех же лиц, нет одинаковых задач, нет рутины. Мне нравится быть всё время в работе — это бодрит и повышает самооценку. Я не знаю, как повернётся жизнь, может, я опять вернусь в банк. Я поняла, что моя жизнь — непредсказуемая штука. И на данный момент меня это устраивает.



Выпускной вечер группы «ШБ-29»

Что вы можете сказать про RMA? Получили ли вы что-то полезное во время обучения, кроме стажировок?

Обучение было просто прекрасным. Знаете, есть люди, которые думают, что их здесь сразу устроят на работу, я так не думала. Я знала, что пришла учиться, хотела изнутри посмотреть на шоу-бизнес, посмотреть, что там — по ту сторону Олимпийского и других концертных залов. И я получила ровно то, зачем шла. Ну и на работу устроилась.

Сначала лекцию нам читал Олег Нестеров, который вводит в волшебное состояние, говорит о творчестве и вдохновляет на свершения. Потом — Евгений Сафронов, который приземляет, рассказывая прямо о сложности этой работы. Мне всегда нравились более жесткие преподаватели, которые чуть ли не отговаривали нас от работы в шоу-бизнесе.

Было много практических лекций про то, как устроена билетная политика или как организовать гастроли. Все эти лекции мне помогли — я понимаю, с кем работаю, понимаю, что входит в зону ответственности менеджера звезды и как найти с ним общий язык.

Посоветуйте, на что нынешним студентам стоит обратить внимание?

Во время обучения надо просто ходить на все лекции, задавать вопросы и все записывать. Желательно еще ходить и на открытые лекции. Не надо ждать, что тебе будет суперинтересно, — есть потрясающие лекции и спикеры, есть просто хорошие, которые дают много сухой практической информации, из которой и строится работа.

Надо ходить на стажировки. Если вы считаете работу на гримерках или билетах ниже своего достоинства — не стоит идти в этот бизнес, потому что если вы не будете хорошо работать на невысоких позициях, вас никто не пригласит на более высокие.

Если коротко, учитесь, сдавайте экзамены, стажируйтесь, проявляйте себя. И еще — обязательно доведите дело до конца и сдайте диплом. Я, например, разрабатывала концепцию и бизнес-план музыкального бара. Я серьезно подошла к проекту и хотела запустить его в жизнь. Сейчас, к сожалению, это всё немножко заглохло, может быть, в будущем я вернусь к своему «Гагарин бару».




Дарья ХАУСТОВА


Читайте также:

«Жалко, что, когда я училась, не было стажировок» — Лина Арифулина о стажировках и работе Марии Ланг.