Истории успеха

Выбор факультета
09 сентября 2020
Олеся Петроченкова, исполнительный продюсер MTV Russia

Олеся Петроченкова, исполнительный продюсер MTV Russia

«После обучения в голове у меня буквально по кирпичикам сложилась общая картина того, как все в шоу-бизнесе устроено, как этот механизм и отдельные его части работают. То есть я получила возможность окунуться в эту кухню. Вообще, самое ценное, что RMA вам способен предложить, это именно спикеры, преподаватели. Потому что все они практикующие профессионалы, у которых есть, чему поучиться. Плюс они, как правило, открытые, коммуникабельные люди, которые не бегут от ваших вопросов, а готовы на них отвечать компетентно и максимально развернуто».

Сегодня в традиционной уже рубрике, приуроченной к 20-летию RMA и рассказывающей о выпускниках бизнес-школы, со временем ставших ее преподавателями — интервью Олеси Петроченковой, завершившей обучение на факультете «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» весной 2016 года, и теперь работающей исполнительным продюсером MTV Russia.



Олеся Петроченкова, фото из личного архива



Олеся, вы, как и многие, в свое время пришли в RMA в надежде как-то поменять свою профессиональную жизнь. Расскажите, как это было.

Это была весна 2015 года, и это был, если так можно выразиться, совершенно упаднический для меня период жизни.

Я к тому времени уже почти год как штатно не работала, просто в какой-то момент потеряла всякий интерес к той деятельности, которой занималась после того, как получила высшее образование, и которая с этим образованием была напрямую связана...


Что за деятельность?

Я закончила Академию туризма, и по этому профилю как раз и трудоустроилась — сначала просто в туристической компании, затем в суппорт-офисе шведского бренда H&M, тревел-координатором.

Но, повторюсь, меня это все как-то совсем не увлекало, и в один прекрасный момент я решила, что все, хватит с меня офисной работы в режиме «пять/два», и из H&M уволилась...


Как вы тогда представляли себе вашу будущую жизнь? Работа в офисе вас не увлекала, а чему хотелось себя посвятить?

Я всегда, с самого детства очень интересовалась музыкой. И мало того, я ею достаточно серьезно занималась. Играла, пела...


На чем играли?

Я закончила музыкальную школу по классу «аккордеон». Затем в разных локальных группах играла на клавишах и бас-гитаре, потом собственную группу собрала, в которой и пела, и песни писала.


А в каком жанре?

Рок в основном. Можно так сказать: американский олдскульный рок. Мне нравилось то, что там происходило в 80-е, я сама хотела делать что-то подобное.



Фото из личного архива



Но музыка меня интересовала не только как исполнителя, на каком-то отрезке времени я довольно много о ней писала в качестве журналиста.

Впрочем, это тоже было скорее хобби... 


А куда писали?

В журнал In Rock, на порталы Metalland и «Мегалирикс», был короткий опыт сотрудничества с Rolling Stone. Потом, уже существенно позже, я работала редактором сайта телеканала ТНТ Music.

В общем, если возвращаться непосредственно к истории моего поступления в бизнес-школу, однажды мой дорогой муж, зная мой всегдашний интерес ко всему, что касается музыки, буквально за руку привел меня в RMA на собеседование.

Откуда он о вас узнал, я не помню уже, прочитал где-то в интернете, скорее всего...


Свои впечатления от этого собеседования помните?

Очень хорошо помню. Я подумала: «Боже, это интересно! Это очень интересно!!!»


А к чему конкретно этот интерес проявился?

Ну, во-первых, я просто люблю учиться.

А во-вторых, я как-то сразу подумала, что учеба в RMA поможет мне проникнуть в эту тусовку профессиональную — музыкальную, артистическую, и в конечном итоге — найти в этой сфере работу, которая бы меня реально интересовала, захватывала.

Так оно в общем со временем и вышло...


Как оцениваете само обучение?

Я с огромным удовольствием вспоминаю этот год. Когда он закончился, в голове у меня буквально по кирпичикам сложилась общая картина того, как все в шоу-бизнесе устроено, как этот механизм и отдельные его части работают.

То есть я получила возможность окунуться в эту кухню, я получила представление о том, как это все выглядит не с фасада, а из-за кулис.

Я все как губка старалась впитывать, абсолютно все лекции подробно конспектировала, всю литературу, которую преподаватели рекомендовали, старалась приобретать.

У меня до сих пор полки этими книжками забиты, до некоторых, честно признаюсь, руки так и не дошли, но дойдут еще, я надеюсь...


Что из полученных знаний наиболее пригодилось в дальнейшей работе?

Знаете, моими любимыми занятиями во время учебы были лекции Михаила Евграфова — по билетным программам.

Это вообще один из самых серьезных предметов во всем курсе, и именно эти занятия меня прямо очень вдохновляли.

Помню, я на них не шла, я на них буквально летела...


А что в них было такого особенного?

Наверное, дело в том, что Михаил, он, не побоюсь этого слова, гениальный преподаватель.

Он как-то умеет студентов зажечь, направить. Хотя при этом он серьезно спрашивает, очень строго принимает зачеты. Строго, но — справедливо...

Он умел нам объяснять достаточно простым языком весьма непростые вещи — прежде всего касающиеся продаж, финансовых, бизнесовых расчетов.

Я повторюсь: это все очень серьезные составляющие музыкального бизнеса, и одни из самых важных.

И Михаил эти темы преподносил совсем не сухо, как, наверное, это делал бы какой-то другой преподаватель, а, напротив, очень живо, хотя казалось, что такое в принципе невозможно.

Я раньше к этим точным экономическим вещам не слишком тяготела, меня больше чистое творчество привлекало, а Михаил не уставал нам повторять, что нельзя ни в коем случае забывать о том, что шоу -бизнес это именно бизнес, и что именно так мы к нему и должны, и обязаны подходить...

Затем: мне нравились лекции по букингу Миши Юркова и Ирины Щербаковой из Caviar Lounge: многое из того, о чем они рассказывали, я постаралась в дальнейшей своей профессиональной деятельности применить, когда работала менеджером группы Scary Tale.

Илья Буц мне очень помог своими рекомендациями при написании дипломной работы.

Вообще, самое ценное, что RMA вам способен предложить, это именно спикеры, преподаватели.

Потому что все они, без исключения, во-первых, практикующие профессионалы, у каждого из которых есть, чему поучиться, и во-вторых — они, как правило, открытые, коммуникабельные люди, которые не бегут от ваших вопросов, а готовы на них отвечать не только компетентно, но и максимально развернуто...


Ваша первая работа в шоу-бизнесе это...

Ее тоже можно назвать подарком, полученным от RMA. На меня во время одной из лекций обратил внимание Александр Кушнир, предложил попробовать свои силы в его пиар-агентстве музыкальном — «Кушнир Продакшн»...

Естественно, поскольку опыта, кроме сугубо журналистского, у меня в этой области на тот момент никакого не было, я была этим предложением поначалу даже немного напугана.

Но — согласилась, о чем, конечно, не жалею.

Это был фактически старт моей официальной карьеры в шоу-бизнесе...


К Кушниру вы пришли в качестве стажера?

Нет, я пришла сразу штатным сотрудником, на зарплату. Какое-то время до окончания RMA параллельно работала и училась.


А группа Scary Tale вами упомянутая... Они как раз были клиентами агентства Кушнира?

Нет, это отдельная история, хотя тоже связанная с RMA. Эту группу я впервые услышала на дне рождения у одной из наших студенток, она, правда, училась в другой группе.

И услышанное, надо сказать, сразу резко поменяло мои планы на ближайшее будущее...


В смысле?

Дело в том, что этот день рождения и этот концерт случились незадолго до утверждения тем дипломных работ.

Я в тот момент собиралась писать о музыкальной прессе — как ей жить в XXI веке, как развиваться, и так далее...

А потом я услышала Scary Tale, я все их выступление простояла буквально с открытым ртом, и когда они закончили играть, я уже понимала: я не хочу никакой музыкальной прессы! Я хочу быть менеджером этой группы! И о своей работе в этом качестве я хочу писать диплом...



С вокалистом Vardo (ex-Scary Tale) Георгием Вардоиани, фото из личного архива



Вы сразу предложили им свои услуги?

Практически. Помню, пару дней и ночей я провела за планом работы с группой, за стратегией их продвижения, сделала все предварительные расчеты, включая финансовые, потом предъявила все это их фронтмену.

Он поглядел, послушал меня, и говорит: «С головой у тебя, я вижу, не все в порядке. Значит, сработаемся...»


То, что было написано в дипломе и то, что потом случилось с вами и вашей группой в реальности, было хоть как-то друг на друга похоже?

Ну, конечно, мой диплом это была некая идеальная картина, к тому же написанная человеком неопытным и исключительно оптимистически настроенным, а реальная жизнь, что называется, диктует нам свои суровые законы.

Так что полного совпадения намеченного и воплощенного не случилось. Но и провальной ту свою работу я считать не могу. Да, за те три года, что я занималась делами Scary Tales, прибыльным это предприятие так и не стало.

Но в ноль мы вышли — для молодой, играющей по небольшим клубам англоязычной группы это совсем неплохой результат.


Сейчас вы исполнительный продюсер MTV Russia...

Да, с января 2019-го я работаю на главном канале своего детства, я на нем практически выросла — на его артистах, на мультиках про Бивиса и Баттхеда.



В студии MTV, фото из личного архива



А до прихода сюда, как я уже говорила, в течение примерно года я работала редактором сайта телеканала ТНТ Music — писала, готовила материалы об артистах, кино, моде: отличное было время и классная команда...


Чем конкретно вы на MTV занимаетесь?

Если коротко — телепродакшн. Организация, продюсирование съемок...


Тот материал, который вы даете студентам RMA в качестве теперь уже спикера бизнес-школы, насколько он основан на нынешней вашей практике?

Он основан на ней, но не только.

Тема первого занятия, которое я и моя коллега и бывшая одногруппница, основатель агентства музыкального маркетинга Nextstage Music Виктория Сидельникова, провели в бизнес-школе, называлась «Менеджмент и продюсирование музыкального и шоу-проекта», и в нем был обобщен и представлен весь имеющийся у нас опыт в этой области...

Кстати, поскольку прошло это занятие в июне, в период пандемийных ограничений, проводили мы его по zoom, что, естественно, накладывало на происходящее весьма специфический отпечаток.

Конечно, мы очень волновались...




И как в итоге прошло?

Мне показалось, что замечательно. Во всяком случае мы очень старались, правда...

Разделили эту очень объемную тему на пять больших блоков, провели занятие с максимальным интерактивом, временами, где это казалось уместным — даже в игровой форме...


А в принципе для чего вам это нужно — преподавание?

Это интересно. Это развитие. Это — новый опыт. Ну и потом, не сочтите за пафос — я стараюсь возвращать долги.

Когда-то люди в RMA потратили энное количество времени и сил для того, чтобы чему-то научить меня.

Теперь, наверное, настала моя очередь...


Вы уже, насколько я знаю, и в составе дипломной комиссии, побывали. Как впечатления?

Да, недавно впервые в жизни присутствовала на защите дипломных работ в качестве преподавателя.

Впечатления.... Знаете, именно потому, что это было впервые, я не вполне еще себя ассоциировала именно с преподавателями, больше — со студентами, сама же еще не так давно все это проходила.

Вроде умом понимаешь, что защита — мероприятие серьезное, ответственное, надо, наверное, даже строгость какую-то проявлять в определенные моменты, но — пока не очень с этим у меня.

Надо тренироваться...


В свое время, как вы рассказали, вы получили первое предложение о работе практически на лекции. Представляете себе ситуацию, когда по итогам уже собственного занятия пригласите на работу кого-то из нынешних студентов?

Это более, чем возможно, почему нет?

Если увижу человека, который меня в профессиональном плане чем-то серьезно впечатлит, разумеется, могу позвать его в команду.


Ваши пожелания альма-матер в связи с ее 20-летием...

Во-первых, низкий мой поклон всем нашим спикерам, поклон Марине Иваненко, поклон — Кириллу Эдуардовичу.

Благодаря этим людям я получила путевку в новую жизнь, и я, повторюсь, получила первый реальный опыт, первую работу на абсолютно новом для себя поприще.

Потом уже отсюда выросло все остальное...

А что касается пожеланий, главное, наверное, такое: всегда оставаться в тренде, всегда успевать за изменениями, которые в нашей жизни и нашей профессии происходят с быстротой буквально клейдоскопической.

Спасибо за все, и удачи вам!

Беседовал Петр БРАНТОВ