Истории успеха

Выбор факультета
25 сентября 2018
Денис Смирнов, директор стадиона «Ростов-Арена»

Денис Смирнов, директор стадиона «Ростов-Арена»

«Что в RMA хорошо, так это то, что здесь вы встречаетесь не с теорией, а сразу, с самых первых дней — с практикой. Все преподаватели — действующие менеджеры, много стажировок, есть возможность не просто отвлеченное представление составить о будущей профессии, но немедленно в нее, что называется, погрузиться. По крайней мере, со мной все так и было».

10 сентября сборная России провела свой первый матч на «Ростов-Арене», построенной специально к завершившемуся недавно Чемпионату Мира. Накануне этого события мы взяли интервью у директора «Ростов-Арены», выпускника факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Дениса Смирнова, подробно рассказавшего сайту RMA о своей карьере спортивного управленца.





По первому образованию вы — преподаватель физкультуры, закончили питерский Университет имени Герцена. А как пришли в спортивный менеджмент? Когда решили сменить сферу деятельности?

Дело в том, что в спорте я был всегда, практически с тех пор, как себя помню. С детства занимался гандболом, в этом виде спорта дорос до профессионального уровня, играл за питерскую «Неву».

Собственно, в Университет имени Герцена я поступал, будучи действующим спортсменом — клуб имел с этим вузом партнерские связи, допускающие свободный график обучения.


Стать спортивным управленцем по завершении карьеры игрока планировали заранее?

Нет, вряд ли в моем случае речь можно вести о каком-то планировании. Я собирался долго играть, вперед особо не заглядывал. Но получилось так, что в 24 года получил тяжелую травму.

Очень хотел восстановиться, вернуться, но... Сейчас бы, может, и получилось, но тогда спортивная медицина еще не на том уровне была, что теперь, после операции врачи играть запретили. В общем, пришлось закончить. Тогда это решение очень тяжело принимал, для меня это настоящая трагедия была. А сейчас, по прошествии времени, даже рад, что все так сложилось.


А как конкретно складывалось? Вот вы были профессиональным гандболистом, а теперь, спустя много лет, вы — директор одного из стадионов домашнего для России Чемпионата Мира. Как вы этот путь из точки А в точку Б преодолели?

Ну, событий много было за это время, самых разных. Главное, наверное, надо сказать, что вне спорта я себя все равно не мыслил. Переехал из Питера в Москву, здесь узнал об RMА, поступил, это 2005 год был, факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» как раз набирал самый первый курс. Вот это, наверное, был определяющий момент, с него моя новая жизнь и началась.

Что в RMA хорошо, так это то, что здесь вы встречаетесь не с теорией, а сразу, с самых первых дней — с практикой. Все преподаватели — действующие менеджеры, много стажировок, есть возможность не просто отвлеченное представление составить о будущей профессии, но немедленно в нее, что называется, погрузиться. По крайней мере, со мной все так и было.

В какой-то момент один из наших преподавателей, Сергей Бородин, коммерческий директор баскетбольного клуба «Химки», предложил стажировку. Я попал в число трех счастливчиков. И так постепенно, с этой стажерской позиции, начал расти, рос, рос и дорос в итоге до директора рекламной и маркетинговой службы.

Думаю, мы тогда в «Химках» действительно неплохо поработали — структурировали работу со спонсорами, партнерами, смогли разбудить у химчан интерес к баскетболу, наладили систему анонсирования матчей: раньше ведь очень многие из тех, кто в городе жил, вообще не подозревали о том, что у них тут под боком в баскетбол играют, причем не просто в баскетбол, а в баскетбол очень высокого уровня.

Летом 2009 года успехи «Химок» на этом поприще даже Евролига оценила — нам тогда вручили бронзовую награду в номинации «Лучший маркетинг». Понимаю, конечно, что награждение это произошло, может быть, несколько авансом, но все равно — очень приятно было.


Потом, если не ошибаюсь, вы некоторое время проработали директором по маркетингу Профессиональной баскетбольной лиги...

Да, был такой период. И несмотря на то, что история ПБЛ, которая фактически была поглощена Единой лигой ВТБ, завершилась совсем не так, как мне и многим моим коллегам хотелось бы, все равно, я этот отрезок своей карьеры считаю достаточно плодотворным.

Концепция тогда была такая, что нам общими усилиями нужно продвигать именно Лигу, а не отдельные клубы. Да, спортивной конкуренции, конечно, никто не отменял, на площадке мы — соперники, но во всем что касается коммерции, PR, маркетинга — напротив, коллеги и единомышленники, задача у которых одна — привлечение болельщиков на трибуны. То есть, мы должны опытом в этой области делиться друг с другом, какими-то идеями, наработками, и так далее.

И мы, в общем, так и делали — проводили всевозможные тематические семинары, конференции с участием маркетинг-менеджеров всех клубов лиги, иностранных профессионалов очень высокого уровня. Например, в 2011 году организовали Маркетинговый саммит ПБЛ, там одним из главных спикеров был старший менеджер бренда «Евролига Баскетбол» Алекс Феррер.





До сих пор мы говорили о вашей деятельности в сфере спортивного маркетинга. А опыт управления спортивными сооружениями до того момента, как вы стали директором «Ростов-Арены», у вас имелся?

Да. Дело в том, что после расформирования ПБЛ у меня, признаться, был некий период, скажем так, разочарования, я на тот момент засомневался в целесообразности дальнейшей работы со спортивными проектами. И я в связи с этим ненадолго сменил сферу деятельности — был, в частности, гендиректором одной строительной компании.

Потом, правда, снова обратился к спортивной теме, но уже в новом качестве — сначала вернулся в Химки в качестве заместителя директора футбольной Арены. Потом, в 2016 году, стал заместителем гендиректора Центра игровых видов спорта в Рузе — это один из самых больших спортивных бассейнов в Европе, в структуру организации также включены два профессиональных ватерпольных клуба — мужской и женский «Штурм 2002».

Думаю, что когда представители компании ФГУП «Спорт-Ин» вышли на меня с предложением возглавить «Ростов-Арену», они этот мой опыт как раз имели в виду — и просто руководящий, и строительный в том числе. Я ведь в Ростов как раз на стадии строительства пришел.


Когда это было?

За год с небольшим до начала Чемпионата. Готовность стадиона в тот момент составляла 85 процентов, полным ходом шел монтаж кровли.


Ваши функции как директора в чем заключались?

В коммуникациях с представителями подрядчика, Оргкомитета и ФИФА с целью приведения всех служб, конструкций и помещений стадиона в самое полное и точное соответствие с регламентными требованиями, которые предъявляются к аренам Чемпионата Мира.

Если говорить о чисто технических вещах, то в нашем случае речь шла в общей сложности о 55 инженерных системах, обеспечивающих электро- и водоснабжение стадиона, систему вентиляции и кондиционирования, функционирование систем футбольного поля, видео табло, медиафасада, сети Wi-FI, слаботочных систем.

Плюс вся эта умная начинка была усилена временной инфраструктурой FIFA, которая обеспечивала резервирование и стабильную работу, необходимую для организации и проведения самого высокотехнологичного и массового по телевизионной аудитории соревнования в мире.

Кроме того, я набрал команду из 29 штатных сотрудников, без слаженного взаимодействия которой со всеми заинтересованными сторонами было бы невозможно принять объект, запустить его в эксплуатацию.





Начиная с апреля, мы провели несколько тестовых матчей с постепенно нарастающей зрительской загрузкой — в этом режиме ФК «Ростов» сыграл у нас три встречи — со СКА (Хабаровск), «Тосно» и «Уралом». Продолжает играть и сейчас, вот — на последнем мачте с «Рубином» установили рекорд посещаемости арены для матчей РПЛ — 40 012 зрителей.

Что касается игр собственно Чемпионата Мира, то их у нас, как известно, было пять — четыре групповых и 1/8 финала между Бельгией и Японией. Все прошло штатно. Сработали нормально, без всякого намека на какой бы то ни было форс-мажор.


Чисто эмоционально — что для вас этот Чемпионат Мира значил?

Я могу без всякого преувеличения сказать — это главное событие в моей жизни, по крайней мере — на данный момент. В мире нет спортивного соревнования более масштабного, чем Чемпионат мира по футболу, более сложного с точки зрения организации, более зрелищно привлекательного, более эффективного в коммерческом плане.

И то, что мне удалось в подготовке и проведении этого мероприятия принять самое непосредственное участие, то, что получилось этому уровню соответствовать, это, конечно, дорогого стоит. Я счастлив.





Важная тема, которая сейчас у многих на устах — судьба наследия Чемпионата мира, к которому относится и «Ростов-Арена». Что будет со стадионами, построенными к турниру, кто ими будет управлять, можно ли на этих сооружениях зарабатывать, получать прибыль или хотя бы отбивать расходы на их содержание? Вы что по этому поводу думаете?

Я могу сказать, что коммерческая службы «Ростов-Арены» на данный момент разработала свои предложения относительно возможностей получения доходов от эксплуатации стадиона. Кроме того, ФГУП «Спорт-Ин» представил концепцию коммерческого использования стадионов после Чемпионата Мира, используя передовой мировой опыт.

Другое дело, что вплотную заняться проработкой этого вопроса мешает неопределенность в вопросе о том, в какой момент стадионы будут переданы на баланс региональных властей.

Впрочем, первое коммерческое нефутбольное мероприятие на «Ростов-Арене» пройдет уже совсем скоро. 29 сентября у нас запланирован концерт Басты.





Но, насколько я понимаю, существует угроза его отмены или перенесения в другое место?

Нет-нет. Концерт состоится. Действительно, представители ФК «Ростов» высказывали опасения, что зрители могут испортить газон, из-за чего клубу придется перебираться обратно на «Олимп-2», но специалисты — агрономы, гринкиперы уверены, что ничего подобного не случится.

Трава на время подготовки и проведения концерта будет введена в искусственную спячку и уложена под специальное покрытие, которое защитит поле. Благодаря составу полимера и особой конструкции покрытия, оно обеспечит воздухообмен и возможность полива газона без удаления настила. К слову, скорость его демонтажа после окончания концерта не превысит 4 часов.

До ближайшего матча «Ростова» с «Оренбургом» после этого будет оставаться еще восемь дней — это абсолютно достаточный срок для того, чтобы поле к игре подошло в оптимальном состоянии.