Новости факультета
Выбор факультета
14 февраля 2023

Мастер-класс Екатерины Ираги «Практика галерейного бизнеса»

Во вторник, 14 февраля, мастер-класс для студентов группы «А-27» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет основатель и директор галереи галереи Iragui Екатерина Ираги. Тема: «Практика галерейного бизнеса». Начало в 19.00.

Внимание! Занятие пройдет в помещении галереи по адресу: улица Малая Полянка, 7/7-5 (проезд до станции метро Полянка).

При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью Екатерины, опубликованным на сайте Vladey в марте 2019 года.


Екатерина Ираги. Фото предоставлено спикером


Основательница Екатерина Ираги — о том, как из Парижа вернуться в Москву, от музейного дела перейти к современному искусству и ввести французских экспатов в процесс коллекционирования.

От музееведения к современному искусству

У меня классическое искусствоведческое образование, когда-то я была специалистом по французской живописи последней трети XVIII века. Училась в Сорбонне, потом в Школе Лувра на факультете музеологии, изучала экспографию, музеографию, управление музеями, реставрацию, хранение произведений искусства и так далее. После этого я около года работала в отделе культуры Лувра, потом в парижском Музее декоративно-прикладного искусства, в Фонде Кандинского, в частном секторе, у эксперта по старым мастерам… Весь этот опыт помог мне понять, что для меня очень важен диалог. Отсутствие обмена мыслями, эмоциями и чувствами приводило в депрессивное состояние. И в этот момент одна новая приятельница — молодая художница — попросила помочь с организацией ее персональной выставки в Лондоне. Ее, в свою очередь, пригласил какой-то приятель-архитектор сделать выставку в его бюро. Это была, конечно, авантюра — мы не представляли себе ни пространства, ни публики, ни технических трудностей... Выставка состоялась, пришло много разных интересных, образованных людей, я получила большое удовольствие, обсуждая искусство с ними… Мне захотелось повторить опыт. Вскоре я познакомилась с другими студентами Ecole des Beaux Arts и предложила сотрудничество. Это было новое поколение французских живописцев, и это было мое поколение — общаться было просто. Они были выпускниками, никаких галерей у них не было, и я тоже, собственно, не была еще галеристом, а скорее куратором — мы делали выставки в общественных пространствах, а потом у меня дома. Одна из комнат в квартире служила выставочным залом, мы открывались для публики только на время вернисажа.

Из Парижа в Москву. Первые выставки

Первую выставку в Москве я показывала в Музее архитектуры, в флигеле «Руина», при поддержке посольства Франции в Москве и Французского культурного центра. Это был июнь 2004 года, прямо перед Первой Московской биеннале современного искусства. Выставка называлась Paranoïa, в ней участвовали работы семи французских художников.

Paranoïa проблематизировала живопись как средство критической рефлексии в эпоху тотальной массмедийной реальности. Навязчивые картинки, порождаемые буржуазной массовой информацией, становятся идеями-фикс коллективного сознания, преследуют его повсюду в качестве фантазмов желания. Молодые французские художники, приглашенные участвовать в проекте, из лавины визуальной продукции, поставляемой телевидением, рекламой, глянцевыми журналами, кино и интернетом, выбрали несколько иконических образов, которые трансформировали в картины традиционными живописными средствами…

После этого проекта я получила приглашение от посольства Франции курировать выставку Кристиана Болтанского — тоже в здании Музея архитектуры во время биеннале. Французский куратор не могла приехать в Россию и поэтому on the site работала с проектом я. Сам Болтанский приехал в Москву — и поразил меня своей необычайной гибкостью, толерантностью и креативным подходом к непростым условиям, которые были в тогда еще мало приспособленной для выставок «Руине». Для меня этот проект стал настоящей школой кураторства.

Галерея на Полянке и французские соседи

Я родилась в Санкт-Петербурге, прожила 15 лет во Франции, и, когда приехала в Москву, никто меня здесь не знал. Поэтому моя первая среда, которая меня приняла и сделала своей, — французские экспаты. Надо сказать, что большинство из них не были коллекционерами до того, как стали покупать и собирать искусство с нами. Просто это люди, воспитанные по-европейски, и у них есть такой рефлекс — быть внимательным к культуре, которая дала им возможность экономического благополучия, возможность сделать свой бизнес. Они были благодарны, что я открыла им двери в мир российской современной культуры, и многие стали коллекционерами.

Мне также очень повезло, что я приехала в то время, когда послом Франции был Stanislas de Laboulaye. Он и его жена Pauline de Laboulaye искренне интересовались современной культурой России, и посольство Франции в то время было настоящим Домом художника. Мне посчастливилось познакомиться и какое-то время сотрудничать с такими замечательными дипломатами культуры, как Joel Bastinaire, Nicolas Chibaeff, Blanche Grinbaum Salgas, Igor Sokologorsky.

У французов очень большая расположенность к русской культуре. Каждый что-нибудь хорошо знает: музыку, литературу, искусство… На этой почве легко развивать интерес к русскому современному искусству.

Читать дальше…


Читайте также:

«Галеристы на распутье» — материал The Art Newspaper Russia о том, как живут и куда движутся галереи современного искусства в России, май 2018 года.

Екатерина Ираги о Школе Лувра, Бриллиантовом центре, Пепперштейне и городах в Африке (интервью Art & Houses, май 2017 года).

Екатерина Ираги: "Арт-ярмарки - эффективнее рекламы" (интервью Art & You, май 2016 года).

«Галерея — это в первую очередь лаборатория» — отчет о занятии студентов бизнес-школы RMA в Galerie Iragui, январь 2016 года.


Все новости >