Новости факультета
Выбор факультета
23 декабря 2021

Выездное занятие в ГМИИ имени А. С. Пушкина

В четверг, 23 декабря, в Государственном музее имени А.С. Пушкина (ГМИИ) состоится занятие, которое для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» (группы «А-22», «А-23» и «А-24») проведет искусствовед, директор музея Марина Лошак. Тема лекции: «Организация выставок». Место проведения: Греческий дворик.

Адрес музея: улица Волхонка, дом 12, проезд до станции метро Кропоткинская. Встреча участников занятия в 18.45 у 5-го подъезда.

Внимание! Для входа в музей необходимо иметь при себе QR-код и паспорт. Просим также обратить внимание на то, что на территории действует обязательный масочный режим.  

При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью, которое несколько дней назад Марина Лошак дала «Коммерсанту».


Марина Лошак проводит занятие для студентов факультета Арт-менеджмент и галерейный бизнес. Фото: RMA



«Надо постоянно корректировать то, как мы показываем искусство»

ГМИИ им. А. С. Пушкина подвел итоги экспозиционной деятельности в этом году, которая вызвала (особенно под конец года) неожиданно бурные для музея старых мастеров общественные дискуссии. А заодно презентовал намерения на будущее. Генеральный директор ГМИИ Марина Лошак рассказала Игорю Гребельникову о новых форматах, новых выставочных планах и новых пространствах, которые должны появиться у музея.

Самыми обсуждаемыми событиями ГМИИ в этом году стали выставка Жана-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…» и так называемая реэкспозиция живописи старых мастеров. Причем то, как по-новому развесили эти картины из постоянной экспозиции, вызвало шквал критики в профессиональном сообществе. В следующем году вы планируете очередную новую развеску. Зачем?

Последний раз экспозиция старых мастеров менялась в 1970-е. Мы живем во времена, которые способствуют переменам. Идея новой развески была взаимосвязана с выставкой Мартена, и она замышлялась как временная. Временная, потому что весь следующий год второй этаж будет занят большими проектами — было бы жалко отправить важные вещи из нашего собрания в запасники.

И мы решили сделать такую систему балансов: на первом этаже — новая версия постоянной экспозиции, а на втором, благодаря Мартену, мы показываем наше собрание в каких-то других форматах. Выставка Мартена имитирует старый музей, а внизу — современный показ тех вещей, которые у нас свободны и для нас важны.

В следующем году мы ее снова будем менять: уже сейчас с отделом старых мастеров думаем над тем, как так сделать, чтобы у зрителей был шанс продолжить баталии в Facebook. Лучше же, если страсти, бушующие вокруг вакцинации, будут направлены на обсуждение того, как мы повесили старых мастеров, правы мы или неправы, совпадают ли наши вкусы или не совпадает. Они могут не совпадать, и я к этому отношусь с большим благодушием.

Были претензии и к дизайну реэкспозиции — к светлым фальшстенам, слишком яркому освещению. Вы уже знаете, кто будет оформлять очередную развеску старых мастеров впредь?

Дизайнером реэкспозиции был Патрик Уркад, он не просто сценограф, а историк искусств, блестяще образованный. У него уже был опыт работы в нашем музее, и даже с отделом старых мастеров, когда мы готовили с французскими коллегами выставку «Кабинет Дидро» об эпохе Просвещения — она не состоялась из-за локдауна.

Над новой развеской с Патриком работала Сурия Садекова как куратор от музея (она возглавляет экспозиционно-выставочный отдел), а дальше уже происходили коммуникации с отделом старых мастеров — надо сказать, сложные и не всегда удачные. То, что он предложил, не восприняли те, кто привык рассказывать историю искусства хронологически и контекстуально.

В новой развеске важно было показать не контекст, а неких солистов тех или иных эпох, школ, направлений — эдакий гала-концерт. Непонятно, чем мы кого-то прогневали,— мы же просто предложили новый маршрут. Сейчас, когда мы живем с ощущением «дня сурка», новые движения очень полезны.

Следующая развеска тоже будет нетипичной: произведения будут включены в истории, связанные с географией и временем, и мы их постараемся рассказать в разных комбинациях. Сейчас мы, можно сказать, тренируемся в том, как коллекция старых мастеров будет представлена в Галерее старых мастеров после того, как завершится реконструкция этого здания. Там надо будет делать совсем другую экспозицию.

Мы живем в очень быстрое время, надо постоянно корректировать то, как мы показываем искусство. Музей не может оставаться вечным памятником самому себе.

Пушкинскому музею это не грозит, раз у вас вовсю идет стройка Музейного городка, но сроки сдачи объектов по разным причинам постоянно сдвигаются. Что и когда откроется первым делом?

Мы стараемся изо всех сил, но строить очень трудно, особенно при нынешней экономической нестабильности. Цены на стройматериалы сейчас растут так, что нам трудно успевать за темпами этого роста.

Например, базово необходимые для стройки металл и дерево подорожали на 50%, бетон и песок — на 30%. А учитывая, что это государственная стройка, мы в целом находимся в очень узких коридорах, страшно законопослушны, ни на йоту не отступаем ни от каких правил.

Построить качественно, красиво, быстро могут сейчас только частные лица, и это мы видим на примере «ЃЭС-2», скоро рядом с музеем «Гараж» начнется реконструкция павильона «Шестигранник». Все государственные стройки продвигаются очень медленно: те же проблемы у Третьяковки, у Политехнического музея, у Эрмитажа.

Очень не хотелось бы, чтобы наш музейный квартал превратился в некую Sagrada Familia, хотя я уже представляю даже и такое: в том, что поколение за поколением что-то строит, есть нечто философское. И тем не менее: мы костьми ляжем, но к концу 2023 года откроем депозитарий, реставрационный и выставочные центры.

Нам некуда отступать — уже подписан контракт на первую выставку в новых стенах. Это будет большая выставка Дэвида Хокни, ее мы готовим вместе со студией художника. Там будут и его известные работы, и специально созданные для этого проекта.

Нам хочется начать с него, потому что Хокни — художник на все времена, он соединяет модернистскую традицию с современной живописью, много экспериментирует и, несмотря на солидный возраст, может дать фору многим молодым художникам.

Общая площадь новой застройки — 20 тыс. кв. м. Большая часть площадей депозитария находится под землей, и они уже построены (как и подземные пространства под Галереей старых мастеров). Отдельно будет возвышаться здание трехэтажного выставочного центра, в котором и разместится выставка Хокни.

Читать дальше…

Читайте также:

«Жизнь в онлайне не заменяет реальность» (интервью Марины Лошак РИА Новости, апрель 2020 года).

Смотрите также:

Видеосюжет о занятии, которое Марина Лошак провела для студентов Бизнес-школы RMA в бытность свою арт-директором музейно-выставочного объединения «Манеж»

Все новости >