Новости факультета
Выбор факультета
20 сентября 2017

Глава совета директоров РАО Андрей Кричевский: «В музыкальной индустрии нет длинных денег»

О том, почему с появлением IPCHAIN (новый механизм обработки информации о правах и правообладателях) жизнь авторов должна стать легче, а также о последствиях конфликта в Российском авторском обществе (РАО) и будущем обществ по коллективному управлению правами и российского музыкального рынка в целом, музыкальный обозреватель ИД «Коммерсантъ», преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Борис Барабанов поговорил с председателем совета директоров РАО и генеральным директором фирмы «Мелодия» Андреем Кричевским.




— Можно ли утверждать, что ситуация с управлением интеллектуальной собственностью за прошедший год в нашей стране стала лучше? Можно ли говорить о примирении между группами авторов, которые год назад буквально враждовали?

 — Вряд ли когда-то можно было говорить о вражде, речь всегда шла о наличии или отсутствии взаимопонимания. На мой взгляд, авторы прекрасно понимали и понимают друг друга. Вопрос здесь в другом — в поиске баланса в авторской среде. Есть творческая деятельность, и есть процессы, которые ее обслуживают. Безусловно, творчество может существовать без обслуживающих процессов, но тогда неминуемо страдает его качество и эффективность. Если система сбалансирована, результаты творческого труда достойным образом монетизируются и это не требует от автора сверхусилий, его ничего не отвлекает и не вызывает дискомфорт, то автору просто нет смысла задумываться о чем-то еще, кроме творчества.

В природе все мудро устроено — каждый должен заниматься своим ремеслом. Я думаю, что как только условия для монетизации творческого труда авторов начинают формироваться должным образом, ну или хотя бы получают должный вектор развития, то у авторов появляется возможность полноценно сфокусироваться на своей основной деятельности. Собственно говоря, это и есть ключ к спокойствию в авторской среде. И сегодня мы с вами можем наблюдать этот процесс.


— И все же, как прошел этот год? Я знаю, что были инициированы проверки в структурах РАО.

 — Да, в РАО и его дочерних компаниях прошел независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности бывшего руководства РАО. Все результаты были публично озвучены в ходе внеочередной конференции общества в апреле этого года. В частности, выявленные в ходе независимого аудита нарушения со стороны бывшего руководства РАО легли в основу ряда исковых заявлений, направленных в соответствующие инстанции для дальнейшего разбирательства.


— Пока система в целом остается неизменной: в России есть четыре общества по коллективному управлению правами — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Российский союз правообладателей (РСП) и некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). Эта система на сегодняшний день удовлетворяет потребности деятелей искусства в защите их прав?

 — Система, безусловно, устаревшая. Говоря о системе в целом, прежде всего нужно принимать во внимание те основные тенденции, которые существуют в мире,- переход к цифровой экономике, переход к новой общественной формации, к информационному обществу, обществу знаний. Это меняет, точнее должно менять все общественные институты. Те институты, которые не меняются,- они начинают отмирать. Что и происходило у нас на глазах в РАО. Сейчас ситуация с обществами по коллективному управлению правами смягчается.

ОКУП — это посредники между авторами и пользователями. В индустриальную эпоху роль посредника в экономике была очень серьезной. С наступлением цифровой эпохи институт посредничества стал отмирать. И ОКУП должны были на это своевременно отреагировать. Чего, увы, не произошло. Важно смотреть еще и на принцип взаимодействия субъектов. Технология — это средство. Оно связывает кого-то с кем-то. Мы говорили, что есть автор и есть пользователь. И был посредник. На сегодня, как посредника ни назови — государственный авторский фонд, или общество по колл-управлению, или что бы там ни было, это уже «натяжка», это уже некое напряжение, по поводу которого неминуемо возникают вопросы «А зачем?», «Кто те люди, которые возглавляют посредническое звено?», «Почему именно они и кто они такие?».

Читать далее…

Все новости >