Новости факультета
Выбор факультета
15 декабря 2022

Музыка накоротке - Борис Барабанов о том, что может заменить российским музыкантам TikTok

За последние годы сервис для создания коротких видео TikTok вырос в целую метавселенную, существенную часть которой занимают музыкальные ролики. Но еще существеннее то, что TikTok стал главным драйвером роста популярности артистов. Создатели видео теперь важнее авторов песен, а тренды TikTok важнее радиостанций и чартов цифровой музыки. Везде, кроме России, где на смену ушедшему в марте 2022 года TikTok пока ничего не пришло, пишет в своем новом материале музыкальный обозреватель «Коммерсанта», спикер факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Борис Барабанов.

Если большинство специалистов и целых бизнесов от пандемии COVID-19 пострадали, то площадка для размещения и обмена короткими любительскими видео TikTok, придуманная в Китае в 2016 году, в период глобального локдауна пережила рывок к коммерческим вершинам.

В середине 2021 года TikTok добрался до показателя в миллиард ежемесячных пользователей.

«Несмотря на то что концертные туры в 2022 году полностью вернулись в обиход любителей музыки, алгоритм TikTok остался солнцем, вокруг которого вращается музыкальная индустрия, главным арбитром, определяющим, что сейчас "горячо"» — так определяет место TikTok в мире писатель Джон Сибрук в недавней статье в журнале The New Yorker «Итак, ты хочешь быть звездой TikTok».

Сибрук — один из самых авторитетных и вдумчивых исследователей музыкального бизнеса (см. интервью с ним в “Ъ” от 23 июня 2017 года), достаточно вспомнить книгу «Машина песен», в которой он описал трансформацию популярной музыки из авторского ремесла в бригадный креативный процесс.

Одно из главных наблюдений Сибрука состоит в том, что в верхней десятке хитов радио и стримингов уже сложно найти песню, которая не засветилась бы до этого в трендах TikTok.

В период пандемии крупные звукозаписывающие компании стали заключать контракты с артистами только на основе их охвата в соцсетях, не обращая внимания на посещаемость концертов, как раньше,— концертов-то в ту пору и не было.

Привычное понятие «хит» в эпоху TikTok трансформировалось. Вирусным шлягер может сделать не хитовый припев или привязчивая мелодия, а какой-нибудь незначительный элемент аранжировки, который тем не менее вставит в свой мини-ролик создатель видеоконтента.

Журналисты, пишущие о TikTok, сходятся на том, что «креатор» теперь не менее важен, чем музыкант.

Читать дальше…
Все новости >