Новости факультета
21 октября 2019

«Коммерческое использование спортивного объекта на примере „Открытия Арены“»

Во вторник, 22 октября, на стадионе «Открытие Арена» (Волоколамское шоссе, 65, проезд до станции метро «Спартак») пройдет выездное занятие, организованное для студентов группы «С-48» факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». Его проведет руководитель отдела по организации мероприятий ООО «Стадион „Спартак“», выпускница бизнес-школы RMA Анна Шебалкина. Тема: «Коммерческое использование спортивного объекта на примере „Открытия Арены“». Начало в 19.00. Сбор группы у VIP-входа на Западную трибуну. При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью, которое коммерческий директор «Спартака» и «Открытия Арены» (в этом качестве он работал в клубе с 2014 по сентябрь 2019 года - прим. RMA) Александр Атаманенко дал «Чемпионату».





«Средняя посещаемость „Открытие Арены“ должна дойти до 30 тысяч»


«Спартак» — самая посещаемая команда страны. Поэтому забот у коммерческого директора клуба и стадиона «Открытие Арена» Александра Атаманенко в избытке. В плотном графике он выкроил время и посетил редакцию «Чемпионата», где ответил на самые актуальные вопросы относительно функционирования стадиона: про цены на абонементы, сервисы для болельщиков, качество газона и многое другое.





«В этом сезоне „Спартак“ реализовал более 17 тысяч абонементов»

Начнем с самой больной темы для болельщиков «Спартака» — в частности, центральных трибун, которых этот вопрос коснулся больше всего, — повышения цен на абонементы... Ваше мнение о ситуации?

Предлагаю комплексно обсудить этот вопрос. Я считаю, что повышения базовых цен не было. И я в этом уверен. Произошло, во-первых, смещение ценовых зон на трибунах А и С, и, во-вторых, изменилась дисконтная политика — скидки при покупке онлайн и для держателей абонементов предыдущего сезона стали немного меньше. Причём в этом сезоне появились даже более дешёвые ценовые зоны, чем были в прошлом году. Я считаю, что повышения базовых цен на абонементы не было. И я в этом уверен.

Например, на трибуне С было две таких зоны: независимо от того, где вы сидели — по центру или на углу, — была одна цена на весь нижний ярус и одна на весь верхний. И я вам задам вопрос: где, на ваш взгляд, должны быть более дорогие билеты: по центру или у углового флага?


Очевидно, что по центру.

Правильно. Вот поэтому мы и сделали в этом сезоне очевидные изменения. А именно ввели три ценовые категории на трибуну: чем дальше от центра вы сидите, тем дешевле стоит ваш билет. Теперь второй момент: как вы думаете, какой ярус более дорогой — нижний или верхний?


Здесь сложнее сказать — у каждого свои предпочтения
.

Предпочтения — это да. Но если стадион олимпийского типа, где нижний ярус очень пологий, то считается, что обзор на таких местах не очень хороший. Отсюда и соответствующие более низкие цены. У нас же конфигурация стадиона иная, видимость поля идеальна как с нижней, так и верхней трибуны, соответственно, мы выровняли стоимость нижнего яруса до стоимости верхнего.

При этом мы стояли перед выбором относительно закрепления мест для болельщиков — держателей абонементов предыдущего сезона, понимая, что для них собственное кресло — дело привычное, важное, представляющее определённую ценность. У нас был вариант «отвязать» закреплённые при пролонгации абонемента и дать право каждому болельщику выбрать новую локацию в соответствии с новыми ценами. Но в таком случае клуб получил бы волну негодования по поводу того, что мы не позволили выкупить привычное место для просмотра матчей.

В итоге при формировании календаря продаж мы приняли решение применить следующее правило: болельщикам можно было продлить абонемент на своё место на первом этапе продаж или же выбрать новое на следующем этапе, если не устраивала цена в результате смещения ценовых зон. Это именно тот момент, про который многие говорили: «Цены выросли!» А цены просто сместились: то есть если место по центру в прошлом сезоне для вас было дороговатым, вы могли пересесть поближе к углу и заплатить при этом даже меньше, чем годом ранее.

Это первый момент. Второй — по главной трибуне А. Мы существенно изменили подход к созданию пакетов гостеприимства. Если в прошлом сезоне у нас функционировали пакеты Silver-1, Silver-2, Silver-3, Gold-1, Gold-2, Gold-3, то в нынешнем году мы упростили эту систему — в первую очередь для простоты восприятия болельщиков. Теперь у нас есть новый продукт под названием Platinum, а предыдущие были сокращены до двух — Silver и Gold.

То есть получилось три пакета с питанием и парковками. Поскольку появились новые продукты, места в чаше арены, включённые в эти продукты, тоже изменились: для Platinum, как наиболее премиального продукта, были выделены лучшие места трибуны, Gold и Silver при этом сместились. И именно этим смещением в основном были недовольны болельщики. Однако здесь важно отметить, что те подходы к ценовым зонам, которые установлены сейчас, а также те пакеты гостеприимства, которые сформированы в этом сезоне, будут функционировать и в дальнейшем.

Таким образом, мы учли все факторы, влияющие на стоимость: близость к центральной линии, верхний или нижний ярус и так далее. Существенных изменений в ближайшем будущем уже не предполагается.


На следующий сезон повышения цен не будет? Или всё зависит от инфляции?

Изменять ценовые зоны мы однозначно не планируем. Таким образом, те, кто выбрал место в этом году, будут получать такую же ценовую зону и пакет услуг (в составе премиум-абонементов) в дальнейшем. Что касается непосредственно стоимости, то будем смотреть по ситуации. Как правило, к планированию на следующий сезон мы приступаем в феврале.


Как формируется стоимость абонементов?

Простая арифметика: калькулируется сумма, которую вы заплатили бы за посещение всех матчей сезона по билетам, — это так называемая «суммарная стоимость билетов в абонементе». Применяем скидку в размере 35 процентов и получаем базовую стоимость абонемента. Таким образом, посещать матчи по абонементу на 35 процентов дешевле, чем по билетам.

Плюс применяются дополнительные скидки на покупку онлайн 5 процентов и для владельцев абонементов предыдущего сезона 10 процентов— и это только одно из преимуществ. Прибавьте к перечню преимуществ ещё отсутствие необходимости тратить время на покупку билетов на каждый матч, гарантированное на каждый матч ваше место на трибуне, которое можно будет выкупить в приоритетный период продаж на следующий сезон, и приоритетную возможность покупать дополнительные четыре места на каждый матч в течение сезона.

Последний пункт особенно актуален сейчас на матчах первой категории. А теперь допустим, что в следующем году «Спартак» будет выступать в еврокубках и нашим соперником будет, например, мадридский «Реал». У нас ведь на матчах первой категории РФПЛ спрос превышает предложение в несколько раз, представляете, какой ажиотаж будет в еврокубках?! И только у владельцев абонементов будет приоритетное и, самое важное, гарантированное право покупки билетов как на своё место, так и на дополнительные, и таким образом высока вероятность того, что в свободную продажу билеты просто не поступят, поскольку будут выкуплены только держателями абонементов.

Читать дальше...


Видео. Студенты факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» на выездном занятии на «Открытие Арене» (ноябрь 2014 года)


Все новости >