Новости факультета
Выбор факультета
29 ноября 2022

Больше 100 миллионов долларов годовой выручки и миллионы проданных товаров: как ФИФА реализует лицензионные права

В день открытия чемпионата мира-2022 президент ФИФА Джанни Инфантино заявил, что четырехлетний цикл между турнирами принесет организации $7,5 млрд — на $1,1 млрд больше, чем на прошлом отрезке с ЧМ-2018 в России. Как основные статьи доходов он выделил телевизионные права и рекламные контракты, пишут «Ведомости.Спорт».

Еще одно направление, благодаря которому ФИФА монетизирует чемпионат мира, — лицензионная программа. По сути, это товары, которые так или иначе используют бренд турнира или самой организации.

В цикле российского ЧМ эта категория, согласно финансовым отчетам ФИФА, принесла $600 млн, т. е. около 10% выручки. Причем прогресс в сравнении с четырехлетием перед чемпионатом мира 2014 г. был внушительным — рост в 114%.

ФИФА не раскрывает детальных данных по экономической эффективности различных категорий, но известно, например, что к ЧМ-2018 подписали больше 60 лицензиатов, они суммарно выпустили свыше 4500 наименований официальной продукции, а в общей сложности продали более 83 млн товаров, связанных с турниром в России.

Причем непосредственный доход от продаж лишь часть задачи.

Маленький штат и локальные партнеры

Лицензирование — важный инструмент продвижения бренда, отмечает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Илья Слуцкин, экс-менеджер по лицензированию и ритейлу ФИФА и бывший директор по лицензированию компании IMG по России и СНГ, спикер факультета Менеджмент в игровых видах спорта Бизнес-школы RMA.

«Именно поэтому отдел лицензирования в период моей работы относился к маркетинговому управлению ФИФА, — рассказывает Слуцкин. — Основным приоритетом помимо выручки была доступность продукции всем слоям населения страны-организатора.

Но, по опыту ЧМ, порядка 70% продаж приходится на другие страны. Так лицензионная продукция способствует большей узнаваемости турнира вне территории его проведения».

Профильный сотрудник, отвечавший со стороны ФИФА за лицензирование в период чемпионата мира-2018, не раскрывает точных данных, но подтверждает, что выручка организации в этом направлении соответствует общемировым трендам и составляет 10–15% дохода. И уточняет, что пропорция остается в среднем такой от турнира к турниру, так как мощный спрос повышает соответственно и стоимость ТВ-прав, и суммы спонсорских контрактов.

По данным из отчета ФИФА за 2020 г., где спрогнозирована выручка на год чемпионата мира в Катаре, из $4,6 млрд лицензионные права должны принести 3% ($140 млн), тогда как 56% — права на трансляции ($2,6 млрд), а еще 29% — маркетинговые права ($1,35 млрд).

В отчете за 2021 г., где обрисованы планы на 2023 г., лицензированию отводят 20% общего дохода ($160 млн) от суммарных $807 млн.

Читать дальше…
Все новости >