Новости факультета
Выбор факультета
10 января 2018

Лекция Михаила Смолянова «Финансовый менеджмент»

11 января, в четверг, в учебном центре RMA занятие для студентов всех групп факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» проведет партнер инвестиционного холдинга Digital Cloud Assets, председатель совета директоров Unisender, основатель сервиса для финансового учета «Финолог» Михаил Смолянов. Тема: «Финансовый менеджмент». Начало в 19.00. При подготовке к лекции рекомендуем ознакомиться с колонкой Михаила на сайте vc.ru, в которой он рассказывает о финансовой грамотности для ИТ-предпринимателей.




Пять мифов о деньгах

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов начинает публиковать на vc.ru серию материалов о финансовой грамотности для ИТ-предпринимателей. В первом тексте — объяснение, для чего основателю бизнеса вообще нужна финансовая грамотность, если в компании есть бухгалтер и финансовый директор.

Меня зовут Михаил Смолянов, я предприниматель. Последние восемь лет я занимаюсь софтом для малого и среднего бизнеса: я руководил «Мегапланом», обучаю предпринимателей в «Мегапрорыве» и сейчас делаю сервис «Финолог». 

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — управление деньгами. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане», «Мегапрорыве» и «Финологе». Теперь я хочу популяризовать управление финансами.

Это статья для тех, кто занимается бизнесом или планирует им заняться. Если это не про вас — она вряд ли вас заинтересует. Мы начинаем небольшой цикл материалов по финансовой грамотности для предпринимателей в ИТ, и в первой статье хотим рассказать, зачем это вообще нужно.

Миф первый. Деньгами должен заниматься бухгалтер

Что думают: в компании должен работать бухгалтер, который будет отвечать за деньги: приход, расход, зарплаты, налоги, платежи и так далее.

На самом деле: в сферу ответственности бухгалтера входят только налоги и касса. Все остальное — это функции директоров.

Почему: бухгалтер в российской фирме — это налоговый агент государства. Его задача — чтобы государство получило от вас налоги. Если вам достался хороший бухгалтер, то он защитит вас от штрафов за неуплату налогов и разрулит проблемы с трудовыми комиссиями и прочими чиновниками. И все, на этом его работа окончена.

Но отчетность перед государством и уплата налогов — это крохотная часть бизнеса. А есть еще операционная эффективность, обязательства, учет движения денег, баланс, финансовое планирование и сценирование — это есть в любом бизнесе. И этим должен кто-то заниматься.

Бухгалтер — это малая часть управления деньгами. Если ваш бухгалтер может гораздо больше — это золотой человек, берегите его.

Миф второй. Главное — хороший продукт, а деньги будут

Что думают: управление деньгами налаживается само собой, как только появляются первые платящие клиенты. Сначала их будет мало, поэтому у нас будет время отладить учет.

На самом деле: никогда ни у кого не будет времени наладить учет. А когда появятся деньги, всегда будут более важные дела. И дальше хватит двух-трех дурных решений, чтобы компания разбилась о землю.

Почему: в бизнесе не бывает такого времени, когда можно сесть и сказать: «Ну, теперь пора заняться учетом». Всегда есть какие-то проблемы: клиенты жалуются, сервер упал, правительство ввело запрет и так далее. Из-за этого многие предприниматели начинают заниматься учетом тогда, когда уже поздно.

Другая опасность — чувство, что все под контролем. Когда у вас хороший продукт, денег поступает больше, чем необходимо для выживания. Появляется мысль: «Ага, денег хватает, мы молодцы, продолжаем в том же духе». Вы нанимаете новых людей — денег хватает. Вкладываетесь в рекламу — денег еще больше. Начинаете новую разработку, переезжаете в новый офис, ввязываетесь в дорогой редизайн. И однажды вы понимаете, что деньги вот-вот закончатся, а отказаться от лишних расходов вы уже не можете.

У вас может быть прекрасный продукт, отличная база лояльных клиентов, отлаженный маркетинг — но если никто не следит хотя бы за операционной эффективностью бизнеса, то все разрушится.

Миф третий. Всегда можно нанять финдиректора

Что думают: мы вырастем и наймем человека, который наладит нам финансовый учет за большие деньги. И все будет хорошо.

На самом деле: разве что финансовым директором станет кто-то из сооснователей, в противном случае вы хлебнете горя. Ну и дорого это.

Почему: потому что внешний финдиректор никогда не сможет понять ваш бизнес достаточно глубоко, чтобы его не сломать. Финансы — это ведь следствие того, как работает бизнес: почему и как покупают ваш продукт, что в сердцах ваших клиентов, почему они выбирают вас. Чтобы финдиректор ничего вам не сломал, нужно, чтобы он стоял у истоков бизнеса, понимал его культуру и ценности. Ведь ключевые решения в бизнесе исходят именно из этих ценностей. Это если забыть на секунду, что нормального внешнего финансового директора может позволить себе только крупный бизнес.

И еще один момент: нельзя ожидать, что вы сейчас наймете волшебного человека, который придет, сам все разберет, проанализирует и скажет, что вам делать. Даже при наличии финансового директора постановка задач и ключевые решения должны исходить от директора.

Вот вам случай. Компания тратит полтора миллиона рублей в месяц на рекламу. Как-то деньги стали кончаться — наняли финдиректора, чтобы он оптимизировал расходы. Он смотрит на рекламный бюджет:

1 млн рублей — контекст;

300 тысяч рублей — баннеры;

200 тысяч рублей — конференции.

Финансовый директор отключает контекст. Молодец, оптимизировал. А потом посмотрели: у компании из контекста приходило 90% заказов. Чуть не убили бизнес.

В чем мораль: финдиректор может предоставить вам достоверную картину финансов, может предложить какие-то решения — но отвечает за решение именно генеральный директор. Поэтому он, как никто другой, должен понимать, как деньги работают в компании.

Миф четвертый. Фонды кидают, инвесторы кидают, банки кидают, денег взять негде

Что думают: получить внешнее финансирование настолько сложно, что лучше об этом забыть и жить на свои.

На самом деле: фонды и банки не могут помочь только тем, кто гарантированно эти деньги сольет. Если это не про вас, то деньги у вас будут.

Почему: представьте, что для фондов и банков деньги — это товар на складе. Если он просто лежит, то банк на нем не зарабатывает. Банки и фонды заинтересованы в том, чтобы зарабатывать на своих деньгах — то есть выдавать кредиты и инвестировать.

Но банки и фонды не могут просто так раздавать деньги направо и налево. Очень высокий риск, что вы их сольете. А они хотят видеть в вас нормальных вменяемых партнеров, которые эти деньги вернут и приумножат. Банкам и фондам Нужны бизнес-планы, финансовые модели, сценирование. Если этого нет, то нужен как минимум порядок в финансах. Никто не даст деньги тем, кто не умеет их считать.

Миф пятый. Деньги — это сложно

Что думают: чтобы заниматься финансовым и управленческим учетом, нужно получить MBA и потом много-много работать в корпорациях.

На самом деле: сложно только заставить себя этим заняться, дальше нужные знания есть в изобилии. Это как в спорте: не нужно заканчивать институт физкультуры, чтобы выходить на пробежку.

Почему: управленческий и финансовый учет вытекает из ежедневной практики. Пришло, ушло, дали в долг, распределили расходы и так далее — все это довольно простые вещи. Если знать, куда смотреть, это все по силам.

Проблема финансового учета не в том, что он сложный. Проблема в дисциплине. В природе не бывает учета, для человека это противоестественно. Человеку свойственно жить в кавардаке, реагировать на сиюминутные ахтунги и не думать о будущем. А учет — это всегда про будущее, порядок и дисциплину.

Для учета никогда не бывает подходящей ситуации, всегда будут более срочные дела. Но правда жизни в том, что у вас либо есть учет, либо нет бизнеса.

Мы планируем несколько статей по основным проблемам учета. Задача — дать общее представление о деньгах в бизнесе и помочь вам начать их считать. Эти же принципы полезны и в планировании личных финансов.

В следующий раз расскажем о долгах, обязательствах и операционной эффективности бизнеса. До встречи!


Другие материалы Михаила Смолянова на тему финансовой грамотности читайте на сайте vc.ru.

 

Все новости >