Новости факультета
Выбор факультета
01 июня 2022

Лекция «Музыкальный маркетинг, стриминг и этапы подготовки релиза в реалиях 2022 года»

В среду, 1 июня, на факультете «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» пройдет лекция, которую студентам групп «ШБ-48» и «ШБ-49» прочитают руководитель отдела цифрового маркетинга лейбла Первое музыкальное Евгений Павлов и специалист того же отдела Александра Середа. Тема: «Музыкальный маркетинг, стриминг и этапы подготовки релиза в реалиях 2022 года». Начало в 19.00. Аудитория: Big. При подготовке рекомендуем ознакомиться с материалом, опубликованным на портале ИМИ в марте 2022 года.


Изображение: Первое Музыкальное


Выпуск музыки в России после ухода зарубежных компаний – ответы на актуальные вопросы от экспертов индустрии

В последние недели российский музыкальный бизнес приспосабливается к ограничениям зарубежных стримингов, мейджоров и дистрибьюторов. Временная пауза в работе западных музыкальных компаний уже сказывается на карьере артистов и влияет на местную инфраструктуру. «ИМИ.Журнал» рассказывает о том, как выпускать музыку в условиях изменившейся индустриальной реальности: стоит ли уходить с мейджоров, какие дистрибьюторы еще остались на российском рынке и почему некоторые артисты выпускают релизы в телеграме.

Мейджоры приостановили свою деятельность в России. Что делать музыкантам?

На прошлой неделе Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group сообщили о паузе в работе российских подразделений и наложили временные ограничения на свою деятельность в стране.

Universal Music закрыли локальные офисы и прервали все бизнес-операции. Sony Music выступили с лаконичным заявлением, в котором в том числе упомянули, что планируют «поддерживать глобальные усилия по оказанию гуманитарной помощи нуждающимся».

Пресс-служба российского отделения Warner прокомментировала последние события так: «WMG приостанавливает свою деятельность в России, включая инвестиции и проекты развития, продвижение и маркетинговую деятельность, а также производство всех новых физических носителей. Мы и далее будем исполнять существующие обязательства перед нашими сотрудниками, артистами и авторами, делая все возможное».

Временная приостановка работы мейджоров закономерно вызывает много вопросов у артистов. Мы спросили у юриста по интеллектуальной собственности Вадима Хохлова, предусматривают ли стандартные договоры с лейблами ситуацию, в которую сейчас попали музыканты.

«Сейчас среди юристов идет много споров о том, можно ли считать „специальную военную операцию“ и приостановку деятельности многих компаний на территории РФ обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором). Исчерпывающий перечень таких обстоятельств отсутствует. В зависимости от контекста даже цунами или ураган могут не считаться ОНС. Решение, как правило, остается за судом.

Но даже если считать существующие обстоятельства форс-мажором, то таковой, как правило, освобождает от ответственности, а не от обязательства. В теории артист может не платить штраф за нарушение договора, но обязанности по нему исполнять все равно должен. Если это, разумеется, возможно», — отвечает Вадим.

Еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать после появления новостей про мейджоры: возможность и — самое главное — целесообразность прерывания контракта на время паузы в работе лейбла: «Фактически мейджоры не ликвидировались, не исчезли и продолжают исполнять свои обязательства по дистрибуции каталога, а представители лейблов заверяют, что будут платить роялти и ничего не изменится. Поэтому я полагаю, что возможность забрать каталог с мейджор-лейбла для артиста — это вопрос банальных договоренностей, а не одностороннего требования.

Самый лучший совет, который тут можно дать, — вести себя разумно. Если у артиста есть обязанность сдать трек, альбом или работать с лейблом эксклюзивно — направляйте запрос. Просите выпустить ваши релизы и исполнить обязательства. Порядок уведомления, как правило, всегда прописан в договоре. В том числе должна быть и инструкция о том, что делать, если одна из сторон на запросы не отвечает».

В случае, если лейбл не может исполнить свои обязательства и выпустить материал артиста, продолжать сотрудничество с ним будет невозможно или крайне затруднительно.

«Вряд ли артиста будут удерживать насильно. Ведите диалог, прозрачно излагайте свои мысли и намерения. Аргументируйте свою позицию. Если сомневаетесь — обратитесь к юристам. В момент, когда всем в индустрии крайне непросто, самое важное — оставаться людьми и вести себя добросовестно», — рекомендует Вадим Хохлов.

Мейджоры — это зарубежные компании. Могут ли их национализировать?

Согласно официальным заявлениям, сейчас под «национализацией ресурсов» понимается введение внешнего управления, а в плоскости музыкальной индустрии — отмечает Вадим Хохлов — это нецелесообразно. «Лейбл — это больше, чем дистрибуция, а артист — не сотрудник лейбла на зарплате. В чьих интересах тогда будет вводиться внешнее управление? А, главное, зачем?

Мейджоры — не единственные лейблы в стране, альтернатив для артистов остается достаточно много», — объясняет юрист. В конце прошлой недели артист Loqiemean написал в Twitter: «Права на дистрибуцию музыки российских музыкантов национализируются и перетекают РАО и „Союз Мьюзик“».

Исполнительный директор организации Алексей Карелов опроверг это заявление: «Национализация — это принудительный переход активов под контроль государства. Даже если бы те или иные лейблы или продюсерские центры захотели передать кому-то права на свои фонограммы, это было бы обычной коммерческой сделкой. РАО является аккредитованной государством организацией по коллективному управлению авторскими правами и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных государственной аккредитацией и договорами с правообладателями».

На вопрос, может ли теоретически РАО выступить в качестве регулятора в случае национализации, Вадим Хохлов отвечает так: «В данный момент нет каких-либо аргументов или доказательств того, что РАО начнет управлять лейблами.

Это практически нереализуемо и попросту не нужно: трудовой договор и лицензия — сильно разные вещи. Кроме того не стоит забывать одну важную деталь. Вероятно, самую важную в контексте вопроса: мейджор-лейблы никуда не ушли. Они все еще исполняют свои обязательства и функционируют, пусть и в рамках некоторых ограничений».

Читать дальше…

Читайте также: 

Как лейбл Первое Музыкальное работает с начинающими артистами - разбираем кейсы продвижения (материал портала ИМИ).

Все новости >