Новости факультета
Выбор факультета
21 августа 2017

Экономика шаурмы: Как арабский фастфуд выживает на российских улицах

По самым скромным подсчётам оборот рынка шаурмы в России превышает 20 млрд рублей. Эта цифра получается, если умножить среднюю выручку одной точки на количество палаток, киосков и павильонов, зарегистрированных в приложении «Где шаверма». Это 4000 точек, из них половина — в столице и Московской области.

Некогда самый популярный фаст-фуд сдаёт позиции — кого-то разорили бургерные и пиццерии, кого-то — снос уличных ларьков.

«Секрет фирмы» поговорил с владельцами нескольких шаурмичных лавок и узнал, есть ли ещё шанс обогатиться на арабском блюде в 2017 году.




Как открыть палатку с шаурмой

Аруту за пятьдесят, он родом из Турции и говорит с сильным восточным акцентом, хотя в России живёт уже почти 30 лет. Раньше он торговал на рынке, а теперь занимается снабжением точки с шаурмой в здании Павелецкого вокзала. «Смотри, — Арут тычет в сторону одинокого ларька возле вокзала. — Тут раньше три штуки стояло!».

Арут загибает пальцы, сверкая массивным золотым перстнем: чтобы открыть точку с шаурмой, необходим минимальный капитал в 350 000–450 000 рублей. Потратиться придётся холодильную установку, вытяжку, обеспечение водой и специальный вертел для мяса. Новый турецкий стоит около 70 000 рублей, подержанный — 13 000 рублей. Самая большая статья расходов — аренда и коммунальные платежи. Арут утверждает, что постоянно нужно «отстёгивать приличную сумму», чтобы точку не закрыли — кому и каким образом, он не уточняет, только многозначительно возводит глаза к небу.

Сейчас брать помещение в субаренду в капитальной постройке выгоднее и быстрее, чем получить место на улице. Чтобы возвести ларёк, необходимо подать заявку в окружную префектуру на участие в тендере за место под мелкорозничную торговлю.

На точке Арута шаурму крутит коренастый смуглый брюнет Миша. Он стоит у гриля по десять часов в сутки и получает 40 000 рублей в месяц. В будни он продаёт около 70 свёртков, в субботу чуть меньше, а в воскресенье отдыхает. Выручка в день — около 10 000 рублей.

Себестоимость одной шаурмы — около 60 рублей. Наценка торговой точки — не меньше 100%. Успех такого бизнеса напрямую зависит от проходимости, но все бойкие места, как правило, уже заняты, новичкам встать на них сложно. Денис Печёрский, 25-летний выпускник соцфака РГГУ, рассказывает, что не смог достичь хороших оборотов и закрыл свою палатку с шаурмой «Мама Шура» через два месяца после открытия. В палатку возле метро Красногвардейская (неподалёку от МКАД) он вложил около 500 000 рублей.

Когда Печёрский ввязался в донерный бизнес, выручкой решил ни с кем не делиться — сам сворачивал шаурму, работал с поставщиками и занимался рекламой заведения. «Было очень тяжко. Абсолютно ручное управление: стою один продаю шаурму, потом сажусь с ноутбуком за тот же стол, где её только что ели, пишу чуваку, который занимается smm, чтобы он выложил фотки, тут же заказываю на следующий день выпечку, далее вызываю кого-то ремонтировать раковину, потому что все время что-нибудь ломается», — вспоминает он. Ежедневно Печёрскому удавалось зарабатывать около 17 000 рублей.

Иногда он ностальгирует, заходя в паблик «ВКонтакте» «Красивые девушки и шаурма». В сети блюдо невероятно популярно: про него слагают стихи, пишут песни, с ним фотографируются. Шаурмистов в отзывах пользователи называют «жрецами», а их товар — «священными свитками».

Читать далее…

Все новости >